Александр ВедерниковВо Дворце на Яузе – малоизвестном культурном театрально-концертном центре на востоке Москвы состоялась пресс-конференция, посвященная открытию театра «Русская опера». В Москве немало оперных театров. Зачем понадобился столице еще один?

Тем не менее, художественный руководитель нового театра Народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников убежден в необходимости существования еще одного оперного центра в Первопрестольной:

«Установка наша принципиальная, что если все оперы, в том числе и иностранные петь на русском языке, то, мне кажется, это очень правильная установка. Поскольку в культуру не хочется играть, потому что очень многие играют: и театры играют, и люди играют в культуру. И ставят «в дурака» нашу публику, которая мало все-таки знает итальянский, немецкий или французский язык. Все-таки наше мнение, что надо уважать свою публику. Вот я был, допустим, когда в Италии, там меня приглашали петь в «Хованщине». И, между прочим, «Хованщина», как это сделал Мусоргский, очень тесно связана со словом, но, тем не менее, там эта опера шла на итальянском языке.

Я встречался в своей жизни с очень многими режиссерами, со многими художниками, со многими постановщиками. Театр наш стоит крепко на реалистических основах искусства. И я считаю, что это большое счастье…»

Собственно говоря, театра уже функционирует почти год. В основном это были гастрольные поездки в разные регионы нашей страны. Так, в августе прошлого года в Ейске силами артистов «Русской оперы» была осуществлена постановка оперного шедевра Моцарта «Свадьба Фигаро». Что бы восприятие спектакля было как можно доступнее слушателю, оперу исполнили на русском языке. Либретто – Петра Ильича Чайковского. Для участия в Ейском проекте были приглашены собственные солисты, а так же оперные певцы из других театров Москвы и даже оркестр из Иваново. Дирижировал Александр Жиленков.

Михаил КисляровВ числе постановочной группы театра «Русская опера» режиссер Михаил Кисляров. Именно ему доверили постановки первых двух опер – «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского.

Михаил Кисляров: «Я получаю большое удовольствие от работы в этом театре, потому что в одной из частей программы – это постановка спектаклей на русском языке. С одной стороны, может быть, на языке оригинала это как-то благозвучнее, но оперный театр – это все-таки театр, который состоит из двух составляющих: из музыкальной драматургии и драматургии как таковой. Чаще всего, исполняя на языке оригинала, артисты даже не знают смысла слов, которые они поют. Когда же занимаешься постановкой на русском языке, то возникают новые смыслы.

Конечно же, театр молодой, его программа только формируется. Он называется «Русская опера» не только потому, что здесь должны идти русские оперы, но еще и потому что русский оперный театр имеет колоссальные традиции…»

Свою будущую постановку – оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка», которую москвичи смогут увидеть в конце мая, режиссер Михаил Кисляров трактует как сон парубка Грицко. В самом деле, что как не видение составляет общую драматургическую линию развития этого спектакля?

Михаил Кисляров: «Да, Александр Филиппович говорит, что это молодой театр и молодые силы, но должен вам сказать, что самый молодой по духу артист в этом коллективе – это сам Александр Филиппович»

Александр ЖиленковАлександр Ведерников в свои, в общем-то, немолодые годы полон энергии и творческих сил. В этой опере он сыграет роль Черевика. Надо сказать, что проблема в современном российском оперном искусстве – это дефицит голосов. Сейчас молодежь не всегда правильно подходит к освоению нового материала.

Александр Ведерников: «Голосов хороших много, очень много. Но не хватает мастерства. У всех почти певцов, у большинства совершенно отсутствует слышимость того, что они поют, на каком языке, как петь так что бы были слышны слова… Если плохая дикция – это значит, что певец низкого качества».

В настоящее время театр «Русская опера» существует на частной основе. Репетиционная база и основная сцена находятся в здании Дворца на Яузе (Площадь Журавлева, дом 1).

Нельзя не упомянуть и об интересе со стороны русской православно церкви к этому событию. Большую поддержку театру оказывает Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца. Это, действительно, высокая миссия.

Какими будут дальнейшие творческие планы театра «Русская опера» сказать пока сложно. Однако известно, что в этом году артистам снова предстоят выездные спектакли в Омске, Ейске, Владимире и Сарове. Кроме того, на осенних гастролях в Сербии будет представлена «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. А московским зрителям театр распахнет свои двери уже 19 мая  - это будет спектакль «Свадьба Фигаро».

 

19 мая 2009 года – В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро»

27 и 29 мая 2009 года – М. Мусоргский «Сорочинская ярмарка»

 

Александр Ведерников на радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей