Самуил Самосуд14 мая родился дирижер Самуил Абрамович Самосуд. Он начинал музыкальную деятельность как виолончелист: в 1906 году окончил Тбилисское музыкальное училище, затем учился в Праге и в Париже у знаменитых виолончелистов Г. Вигана и П. Казальса. Кроме того, учился композиции и дирижированию у В. д’Энди и Э. Колонна в парижской «Скола канторум». Вернувшись в Россию, был виолончелистом оркестра Народного дома в Петербурге. В 1910 г. по предложению Ф. Шаляпина стал дирижером этого оркестра, занимал этот пост до 1917 года.

Самуил Самосуд в разные годы был дирижером крупнейших коллективов страны. В 1917 году он стал дирижером оркестра Мариинского театра (впоследствии театр оперы и балета имени С. Кирова), в 1918–36 гг. — главным дирижером и художественным руководителем ленинградского Малого оперного театра, в 1936–43 гг. — главным дирижером Большого театра, в 1943–50 гг. — художественным руководителем Музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко (Москва). В 1953–57 гг. Самосуд — главный дирижер созданного им симфонического оркестра Московской филармонии, в 1957–64 гг. — художественный руководитель оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения.

Самосуд — один из новаторов в области оперного искусства ХХ века, привлекавший к работе в классическом музыкальном театре лучших режиссеров — В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Н. Смолича, художника В. Дмитриева и др. Он не только сохранял в лучших советских театрах русские и западные классические традиции оперы, но был первым дирижером-постановщиком многих советских опер и дирижером ряда опер европейских композиторов 1930-х гг. В числе заслуг Самосуда — новые постановки опер Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1923) и «Снегурочка» (1928), В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1925), Дж. Верди «Фальстаф» (1929), М. Глинки «Жизнь за царя» (1939, в советское время назван «Иван Сусанин»), П. Чайковского «Иоланта» (1940).

По инициативе Самосуда ленинградский Малый оперный театр принял для постановки первую оперу Д. Шостаковича «Нос». Участие Самосуда в постановке «Носа» не ограничивалось дирижированием, он раскрыл дебютирующему в жанре оперы Шостаковичу богатство исполнительских возможностей оркестра, и, вникнув в авторские намерения, выбрал стиль модернистского оперного спектакля. Успех «Носа» (1930), по мнению критиков и самого Шостаковича, был, несомненно, связан с участием Самосуда в его постановке. Самосуд поставил в театре ряд современных зарубежных опер, в том числе «Прыжок через тень» (1927) и «Джонни наигрывает» (1928) австрийского композитора Э. Кшенека; совместно с В. Мейерхольдом создал новаторскую версию оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

Вершинами театральной деятельности Самосуда стали постановки опер «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1934) и «Война и мир» С. Прокофьева (1946). Шостакович считал трактовку Самосуда оперы «Леди Макбет Мценского уезда» образцовой. После премьеры спектакля Самосуд написал статью «Опера, которая делает эпоху», в которой ратовал за признание этой оперы как «лучшего сочинения, созданного за последние полстолетия в русской оперной литературе».

Самосуд дирижировал первым исполнением Седьмой симфонии (так называемой Ленинградской, 1942, Куйбышев) Д. Шостаковича, Седьмой симфонии (1952) С. Прокофьева. Как в оперной, так и в симфонической музыке Самосуд отличался творческой интуицией и глубоким пониманием жанровых особенностей произведения.

В 1937 году Самосуд получил звание Народного артиста СССР, был трижды лауреатом Сталинской премии (1941, 1947, 1952).

Вернуться к списку новостей