Покинув Москву, первые два города, которые покорил оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, были Казань и Пермь.

Началу концерта в Казани предшествовала пресс-конференция, в которой участвовали Валерий Гергиев, Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Художественный руководитель Пасхального фестиваля еще раз упомянул о 200-летии Гоголя, юбилею которого посвящена большая часть программы.

Валерий Гергиев: «Для нас сегодня юбилей Гоголя и Пасхальный фестиваль – это явления, связанные между собой и по времени, и по нашим творческим усилиям, и по планированию. Мы  1 апреля начали фестиваль, посвященный 200-летию Гоголя. Это скромная акция, но, может быть, она стала самой крупной в России, если говорить о музыкальных усилиях коллективов и театров. Прозвучало более десяти опер великих русских композиторов. А вообще, Гоголь и Пасхальный фестиваль – это события, связанные как во временном пространстве, так и в художественном воображении…»

По приезде в Казань стало известно об исполнении в концертном зале имени Салиха Сайдашева сочинения «Джунгли» Леонида Резетдинова – петербургского композитора, родом из Казани. Обращение Валерия Гергиева к новым партитурам – это всегда непредсказуемый результат. Экзотическая партитура «Джунглей» изобилует яркими колористическими эффектами, явно не без влияния позднего Скрябина.

Так же в программу казанского концерта Валерий Гергиев включил произведения Чайковского - симфоническую фантазию по Данте «Франческа да Римини» и пятую симфонию Густава Малера. Эти сочинения оркестр Мариинского театра часто исполняет на гастролях. Почетными гостями вечера были Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Музыку российского композитора Валерий Гергиев включил в большинство программ нынешнего Пасхального фестиваля. В Казани это был – «Симфонический диптих», мировая премьера которого прошла накануне в Москве, и концерт для трубы с оркестром.

Родион Щедрин: «Концерт для трубы был написан по заказу Питтсбургского оркестра, которым тогда руководил Лорин Маазель. Он был первым, кто дирижировал этим концертом, а концерт писался для очень известного трубача в Америке Джорджа Восбурга».

Партию трубы в этом сочинении исполнил солист Мариинского оркестра – Тимур Мартынов.

Тимур Мартынов: «Для меня это первый раз, первый опыт исполнения этого концерта. Концерт - довольно нелегкий для трубача и я бы его, вообще, назвал конкурсным произведением. Он очень удачно написан, на мой взгляд, как раз для трубных конкурсов...»

Сразу после концерта спецпоезд последовал из Казани в Пермь. Не по сезону ненастная погода со снегом не нарушила планов передвижения артистов. Пермь – город славных и великих культурных традиций, город, в котором прошло детство Сергея Дягилева. Именно в Перми находится единственный дом-музей легендарного импресарио. Не случайно в программе однодневных гастролей в Перми оркестр Мариинского театра исполнил музыку  балета «Петрушка» Игоря Стравинского. Как известно, постановка этого хореографического  шедевра пользовалась невероятным успехом у зрителей во время знаменитых «Парижских-русских сезонов».

Валерий Гергиев: «Очень интересно нам выступить в городе Дягилева и в городе, где театр провел трудные годы эвакуации, где, как нам кажется, остались добрые, серьезные традиции. В Перми почему-то хотелось думать о произведениях так или иначе связанных с историей Мариинского театра и с Сергеем Павловичем Дягилевым, поэтому «Петрушка». Это было ощущение моим личным - взять что-то из истории Мариинского театра, связанной с огромным и золотым периодом деятельности не только театра, но и мировых звезд театра в то время…»

После концерта маэстро Гергиеву вручили премию Сергея Дягилева за пропаганду российского исполнительского музыкального искусства в мире. Следующий город в маршруте пасхального фестиваля – Екатеринбург. Там оркестр Мариинского театра выступит дважды, причем с довольно обширной программой, как оперной, так и симфонической. Впрочем, об этом – в следующем обзоре…

 

 

Об окрытии VIII Московского Пасхального фестиваля

Вернуться к списку новостей