Сергей СлонимскийМузыка Сергея Слонимского, признанного классика современности, часто звучит на концертных площадках России. В Петербурге, родном городе композитора,  его сочинения постоянно исполняются на фестивалях современной музыки, и не только. Каждая новая премьера Слонимского всегда вызывает особый интерес у публики.

Композитор свободно чувствует себя в любом жанре, будь то опера, балет, симфония, или какие-то другие камерные сочинения. Слонимский уже написал более 15 симфоний, и преодолел черту Шостаковича. И хотя с 15-й и 16-й симфониями петербургские слушатели уже успели познакомиться в прошлых музыкальных сезонах, свою 14-ю симфонию Сергей Слонимский  представить на суд публики сразу не отважился.

Каждая из симфоний композитора это свой  мир, свои интеллектуальные размышления. 14-ю симфонию Сергей Слонимский посвятил памяти своего близкого друга, старшего коллеги по композиторскому цеху Люциана Пригожина. Ныне творчество этого композитора ленинградской школы незаслуженно забыто. Между тем музыка Пригожина когда-то была часто исполняемой.  Он написал немало симфоний, опер и кантат, а также музыку ко многим советским фильмам и театральным спектаклям. Среди его монументальных ораторий следует упомянуть о «Слове о полку Игореве» и  «Повести о Горе-Злочастии» (последняя посвящена академику Д. С. Лихачеву). Люциан Пригожин в далекие теперь от нас 50-е годы прошлого века поддерживал первые творческие опыты молодого тогда Сергея Слонимского.

 

Сергей Слонимский: "Это был талантливейший композитор, благородный человек, который поддержал первые шаги очень многих молодых композиторов, в том числе и мои. Поэтому, это не только личная благодарность, но и какой-то очень светлый, живой образ для меня настоящего музыканта, художника великодушного, щедрого… Это отразилось и в сочинении".

 

В 14-й симфонии Слонимский следует традициям своего коллеги, прежде всего, опираясь на архаико-фольклорный склад письма. Композитор написал это сочинение два с половиной года назад.

 

Сергей Слонимский: "Для меня симфония это свободная музыкальная форма вообще. Первая часть носит характер такого сурового литургического инструментального пения, достигающего довольно мощной кульминации. Вторая часть – тревожное фантастическое скерцо, третья часть - такое глубокое размышление, и в её среднем разделе звучит человеческий голос. Первый флейтист он играет, и одновременно поет. Сложно это, но артист справляется".

 

Надо сказать, что ЗКР оркестр Петербургской филармонии весьма успешно справился с новым музыкальным материалом. И в этом заслуга маэстро Василия Синайского, который не впервые дирижирует музыкой Слонимского. В прошлом, дирижер с оркестром Петербургской филармонии  исполнял 2-ю, 4-ю и 12-ю симфонии.

 

Василий Синайский: "Я знаю очень хорошо музыку Люциана Пригожина. Считаю, что Сергей Слонимский перенёс как-то в свою музыку стиль этой симфонии. Вообще последние симфонии Слонимского (в том числе 15-я и 16-я) очень отличны от предыдущих. Сергей Михайлович пишет коротко. Просто его мысль так развилась. Ему кажется, что вот когда он высказывается, заканчивает какую-то идею, или образ, он никогда это не повторяет. У него такая яркая оркестровка, что ему достаточно в течение иногда нескольких секунд что-то сделать. Вы знаете, здесь что-то есть от характеристичности музыки Шостаковича, когда он писал музыку к спектаклям, к кинофильмам конечно".

 

Какое следующее произведение предложит нам Сергей Слонимский сказать пока трудно. Однако, встреча с его музыкой это всегда праздник, как для исполнителей, так и для любого типа слушателя.

 

Вернуться к списку новостей