21 марта - день рождения эстрадного певца, актера театра и кино  Леонида Утесова. Лазарь Иосифович Вайсбейн, это настоящее имя Утесова, родился в Одессе, по старому стилю 9 марта 1895 года.

 

Одесский артист Скавронский пригласил Вайсбейна в 1912 году в свою миниатюру, но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!».   Как вспоминал позже сам артист, "решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов..." В своих раздумьях он взглянул на утёс с рыбачьей хижиной. "Утёсин? — Не годится — в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… — Утёсов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов!" Так Вайсбейн стал Утесовым. И до конца жизни был уверен, что не сделал ошибки (Леонид Утесов. Спасибо, сердце!).

 

 

В 1913 г. Утесов поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 г. играл в ряде театров- Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, Херсонский театр миниатюр, передвижной театр миниатюр «Мозаика», а в  1917 году Леонид Утёсов победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1919 г. Утёсов впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».


 

 

В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз (джаз-оркестр Теда Льюиса), создал собственный «Теа-джаз», первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиций и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра Утёсова.

 

 

В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса «Музыкальный магазин» (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Сердце красавицы» из «Риголетто» Дж. Верди и некоторые темы из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следую щей программы оркестра — «Кармен и другие», в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Ж. Бизе.

 

В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра.  Успех фильма принёс Утёсову огромную популярность и известность по всей стране. В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами.

 

После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению.

 

К 800-летию Москвы (1947 год) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского "Дорогие мои москвичи!".

 

 

В марте 1960 году в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя». В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения — марш С. С. Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» и пьесу К. Дебюсси Reverie. Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером «Эволюция западного танца».

 

Критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: «Пусть так! Я пою не голосом — я пою сердцем!»

 

 

Вернуться к списку новостей