Александр Вертинский в образе ПьероСегодня, 21 марта, исполняется 120 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского – эстрадного кумира первой половины XX века, выдающегося российского певца, артиста, композитора, киноактера. Его творчество – это шедевр эпохи Русского Декаданса, которым ознаменовалось почти все искусство Серебряного века. Его мастерство достигало виртуозности. Его называли «Шаляпиным эстрады», «сказителем русской сцены».

Несмотря на свою краткую карьеру (менее четырех лет) и долгое отсутствие в стране – Вертинский не только не был забыт, но и превратился в символическую легенду дореволюционной российской эстрады.

В своем стиле он создал не только неповторимый, совершенно новый для того времени сценический образ, но и выразил в нем внешне эстетику и суть декаданса. Это был субтильный, утонченный, бесконечно печальный  Пьеро, в песнях которого постоянно звучали мотивы небытия и смерти, настроения безнадежности и упадка, сюжеты безответной любви… Но такова была жизнь самого артиста. Как позже он скажет: «Разве я мог бы „выдумать" мои песенки, если бы я не прошел трудную и тяжелую жизненную школу, если бы я не выстрадал их…».

Главной трагедией его жизни стала неумолимая тоска по Родине. Эта тема то и дело возникала в его творчестве после 1920 года. Не приняв революцию, Вертинский эмигрировал из России и уехал в Европу. С этого дня ностальгия стала его музой. Теперь артист стоял перед публикой одетый в черный фрак, ослепительно белую манишку и лаковые туфли. Культ утонченного эстетизма и тяготение к безграничному индивидуализму стали, своего рода, выражением неприятия окружающей реальности, отрывом от действительности…

Его маленькие песни-новеллы назывались «ариетками», или «печальными песенками Пьеро». «Персонажи этих песен: клоуны и кокаинистки, танцовщицы кабаре и кинозвезды, капризные дамы в шикарных манто и бродяги, артисты и сутенеры, пажи и лорды. Все они любят, страдают, мечтают о счастье, тоскуют, мчатся в стремительной погоне за жизнью и горько рыдают от ее пощечин».

Его уникальная выразительность исполнения, голос, редкое драматическое дарование и артистизм производили сильнейшее впечатление на всех, кто его слышал. Он создал совершенно уникальный жанр, никогда не существовавший до него раннее на русской сцене – жанр театрализованных песен-миниатюр или песен-новелл. Прежде всего, в них был сюжет, содержание, действие…

Вертинский - это театр! Вертинский - это эпоха! Вертинский - это сама Россия! Его творчество, наверное, до сих пор нельзя отнести к классике, сегодня оно по-прежнему не теряет своей актуальности. А созданный им изящный, надломленный и неизбежно меланхоличный образ все так же притягателен, что приводит к появлению все большого количества поклонников и подражателей Вертинского.

Я сегодня смеюсь над собой...
Мне так хочется счастья и ласки,
Мне так хочется глупенькой сказки,
Детской сказки наивной, смешной...

 

Прощальный ужин в честь Вертинского

События, приуроченные в этом году ко дню рождения Александра Вертинского

Творческая акция в Киеве посвященная 120-летию со дня рождения Вертинского

 


 

Видео на тему:

 



Вернуться к списку новостей