Мария АлександроваБольшой театр возвращает в свою афишу одно из самых популярных названий мирового балетного репертуара – «Коппелия» Делиба.

Главная сюжетная линия этого веселого балета, как ни странно, взята из совершенно невеселых новелл Гофмана, преимущественно – из «Песочного человека». У Гофмана любовное увлечение юноши куклой заканчивается трагически, а в балете – свадьбой этого юноши с живой и энергичной красавицей – Сванильдой, сумевшей противостоять коварному создателю куклы – Коппелии, чуть было не ставшей роковой разлучницей.

«Коппелия» увидела свет рампы в 1870 году в Парижской опере (Национальной академии музыки и танца). Ее создателем стал уступивший Мариусу Петипа пост главы петербургского балета Артюр Сен-Леон — хореограф, а также танцовщик-виртуоз, знаток танцевального фольклора, композитор и скрипач. Его предметный интерес к «танцам народов мира» и обусловил появление в музыкальной партитуре такого богатого «набора» основанных на фольклоре танцевальных мелодий. Считается, что это один из первых балетов, в котором представлены славянские мотивы.

За те 14 лет, что прошли с момента парижской премьеры до собственной постановки Петипа на сцене петербургского Большого театра, «Коппелия» вышла на сцены Брюсселя, московского Большого театра и Лондона. До конца XIX века балет был поставлен также в Нью-Йорке, Милане, Копенгагене, Мюнхене и еще раз в Петербурге, теперь уже на сцене Мариинского театра. XX век также отдал дань этому балету, предложив в том числе и очень современные прочтения и даже временами отказываясь от его комедийной стихии.

Вторую петербургскую редакцию «Коппелии» (хореография Мариуса Петипа, постановка служившего в то время в Петербурге итальянского педагога и балетмейстера Энрико Чеккетти), осуществленную в 1894 г., и возродили в Большом исследователь балета Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинского театра, балетмейстер-реставратор Сергей Вихарев.

В 2001 году премьера их реконструированной «Коппелии» состоялась в Новосибирском театре оперы и балета. Спектакль произвел такое сильное впечатление на театральную общественность, что на следующий год она наградила его Национальной театральной премией «Золотая маска». В 2008 году «Золотая маска» досталась и реконструированному Вихаревым спектаклю («Пробуждение Флоры», Мариинский театр), и лично балетмейстеру, чья работа была признана лучшей. В списке номинантов нынешней «Маски» вновь значится как имя Сергея Вихарева, так и название реконструированного им балета – «Карнавал», московский показ которого, кстати, недавно прошел на Новой сцене Большого театра.

В новой старой «Коппелии» в Большом главные партии будут танцевать Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева (Сванильда) и Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин и Артем Овчаренко (Франц). Возрождением декораций занимался Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов.

Премьерные показы состоятся с 12 по 15 марта.

 


 

Видео на тему:

 







Вернуться к списку новостей