Гордость советской кинематографии

Премьера отреставрированной версии фильма "Броненосец Потемкин"

С. Эйзенштейна под музыку Э. Майзеля в Санкт-Петербурге

14 декабря  в  рамках Фестиваля немецкого кино-2008 в Санкт-Петербурге в концертном зале Мариинского театра прошла премьера экранизации ленты С.Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» под оригинальную музыку Эдмунда Майзеля. Подробнее - в материале Виктора Александрова.

 

Признанный лучшим фильмом всех времен и народов, «Броненосец Потёмкин» продолжает до сих пор оставаться культовым произведением отечественной и мировой киноклассики.  В 2005 году над фильмом "Броненосец Потемкин" провели новую реставрацию под руководством Deutsche Kinemathek и поддержке Bundesarchiv-Filmarchiv (Берлин), British Film Institute (Лондон), Госфильмофонда (Москва) и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ, Москва). В ходе реставрации были восстановлены утерянные ранее кадры и промежуточные титры. Восстановлены оригинальные слова Троцкого в прологе фильма (в поздних изданиях фильма они были заменены на цитаты Ленина). Кроме того, была найдена и заново записана музыка немецкого композитора Эдмунда Майзеля (1926 года), которая была написана при участии и под творческим контролем Эйзенштейна. В 2005 году показ фильма в Берлине стал мировой сенсацией.

 

Сама музыка Майзеля насыщена симфоническим развитием,  и образно соответствует сюжетной драматургии фильма. Между тем, в 1930-е годы цензорам многих стран эта музыка казалась более взрывной и революционной, чем сам фильм Эйзенштейна. Так что картину допускали к показу, а вот музыка Майзеля была запрещена. Главной идеей своей киномузыки Майзель считал шумы. Он стремился соединить реальные звучания с музыкой таким образом, чтобы привести их к некоему ритмическому единству. Для своих экспериментов Майзель сконструировал специальную «шумовую машину», а в 1928 году записал «шумовую пластинку». Между тем подобные искания происходили и в Советской России: в начале 1920-х была исполнена «Симфония гудков» Арсения Аврамова и знаменитая оркестровая пьеса «Завод»  Александра Мосолова.

 

Немецкий Культурный центр им. Гёте представил петербургскому зрителю новую версию фильма «Броненосец Потёмкин» в сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Хельмута Имига. Именно этот немецкий дирижёр аранжировал музыку Майзеля в нынешней реконструкции авторской версии «Броненосца «Потёмкина». Хельмут Имиг в Германии с оркестрами Мюнхенского и Саарбрюккенского радио, а также с оркестром кинематографии Бабельсберга часто проводит просветительские концерты. В основном это экспериментальная музыка к «немым» фильмам. Оркестр Мариинского театра под чутким руководством Хельмута Имига звучал лапидарно и угрожающе, вызывая ужас трагических, кровавых сцен фильма. Синтез видеоряда и звучащего оркестра ни на минуту не останавливал напряженное внимание зрителей.

Вернуться к списку новостей