Геннадий Рождественский2 декабря в Большом зале консерватории дирижер Геннадий Рождественский вместе с Государственной академической симфонической капеллой России открывает свой ежегодный авторский цикл. В этом сезоне он посвящен творчеству Франца Шуберта. В первом концерте прозвучат «Немецкая месса», Месса № 1 и Увертюра си-бемоль мажор.

В России не принято отмечать годовщину со дня смерти композитора, однако это все же создает определенный повод уделить тому или иному мастеру особое внимание. Геннадий Рождественский в своем авторском абонементе обратился к Францу Шуберту, ушедшему из жизни 180 лет назад. Выбор маэстро как обычно нетривиален: оставив в стороне наиболее изученные области творчества композитора – его вокальную музыку и симфонии, Геннадий Рождественский представит Шуберта как автора месс и оперы «Заговорщики, или Домашняя война». Программу заключительного концерта цикла Геннадия Рождественского составили музыкальные посвящения Шуберту – «Венок Шуберту».

Церковной музыке Шуберта больше всего повезло при жизни автора: в свое время именно мессы принесли молодому композитору первый авторский успех и признание беспристрастной публики. Некоторые из них были не только многократно исполнены, но и изданы при жизни создателя. В наше время маятник популярности, напротив, качнулся в другую сторону – теперь среди шубертовских раритетов оказались именно духовные сочинения.

Первая сохранившаяся месса Шуберта фа мажор относится к 1814 году. Премьера этого произведения на фестивале, посвященном 100-летию Лихтентальской церкви под руководством Фердинанда Шуберта, брата композитора, стала первым публичным исполнением музыки Франца Шуберта.

«Немецкая месса» стоит особняком среди шубертовских церковных сочинений: в отличие от остальных месс ее текст не опирается на традиционные латинские песнопения (переведенные на немецкий язык), но взят из поэтического сборника «Духовные песни для святого причастия» Иоганна Филиппа Нойманна – австрийского физика, профессора Венской Высшей технической школы.

По традиции маэстро Рождественский сопровождает исполнение новой для российских слушателей музыки своими уникальными комментариями.

Вернуться к списку новостей