Монографическую программу из сочинений классика французской музыки Оливье Мессиана, чьё столетие со дня рождения широко отмечалось во всем мире, никак не мог обойти стороной Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра. Собственно к музыке французского мастера петербургские музыканты обращаются не впервые. Не так давно были исполнены симфонические медитации «Вознесение». Однако такое мощное симфоническое полотно как Турангалила маэстро Гергиев вообще никогда не исполнял в своей жизни, даже с западными оркестрами. Да и для других дирижёров этот «крепкий орешек» Мессиана видимо стал серьёзным испытанием. Марис Янсонс считает исполнение Турангалилы с оркестром Концертгебау самым удачным концертом года. Многие европейские оркестры исполняли музыку Мессиана нынешней осенью.

Для  России этот концерт оркестра Мариинского театра стал знаковым событием. Масштабная симфония Мессиана в нашей стране не звучала уже несколько лет. Ведь для исполнения этого сочинения необходим особый одноголосный электронный музыкальный инструмент - волны Мартено. Он был сконструирован в конце 1920-х годов во Франции Морисом Мортено. В отличие от фортепиано волны Мартено способны издавать только один звук. При этом тембральная окраска насыщенна и богата по звучанию. Первой исполнительницей партии волн Мартено  в симфонии Турангалила  была Жанна Лорио. Примечателен тот факт, что Лорио услышала звучание этого экзотического инструмента с Эйфелевой башни совсем ещё маленькой девочкой. По словам Жанны Лорио этот инструмент привлёк Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, который парит над всем оркестром в течение всей симфонии. Мессиан был католиком, и не терял надежды услышать такие звуки на небесах. 

Сегодня трудно подобрать исполнителя на волнах Мартено. Но, для Валерия Гергиева особых усилий это и не составило. В Петербурге партию волн Мартено исполнил приглашённый французский музыкант Томас Блох, который во всем мире признан одним из лучших специалистов по исполнению на редких инструментах. Говоря о симфонии нельзя не упомянуть и о том, что автор написал ее специально по заказу Бостонского симфонического оркестра. Внимание Мессиана привлекла древняя Индия с её буддийской символикой и непрерывными музыкальными формами типа раги. В своем сочинении автор вступает в диалог с романтиками, прежде всего с Вагнером и Берлиозом, и даже сам комментирует  философский подтекст симфонии: «Лила – игра творения и любовь, туранга – воплощение вечного движения и ритма. Турангалила сочетает в себе одновременно песнь любви, гимн радости, движению, ритму, жизни и смерти». 

Оркестр Турангалилы изобилует своими красками. Несмотря на множество голосов и регистров, оркестровое звучание остается предельно ясным. Фортепиано в этом сочинении отведена сольная сложная партия. Победитель IV Международного конкурса пианистов им. Прокофьева Николай Мажара, который солировал в нынешнем исполнении Турангалилы, не всегда вступал в диалог  с Мариинским оркестром. Поэтому Валерию Гергиеву приходилось молниеносно переключать внимание как на оркестрантов, так и на солиста. Впрочем, глава Мариинки рад был представить этот шедевр Мессиана вниманию петербуржцев и гостей города. 

Валерий Гергиев: «Это незаурядное событие и для оркестра, и для петербургской публики. Это большой и трудный этап в жизни любого коллектива, который за это берётся. Мы научились быстро и целенаправленно работать. Мэтры французской музыки XX века: Мессиан, Дютийё, Булез – значительное явление в истории европейской музыкальной культуры. После Дебюсси, Равеля, конечно, нельзя не испытывать интереса к великой французской традиции. Также, как и весь мир питает интерес к российской музыкальной школе.  Стравинский, Прокофьев, Шостакович не остались в одиночестве. Есть и другие завоевания у русских композиторов на рубеже XX – XXI веков. Мы очень заинтересованы в том, чтобы имена авторов прошлого столетия стали очень родными, близкими понятными, прежде всего, широкому кругу любителей музыки. Музыку Оливье Мессиана я дирижировал прошлым летом. Мы сознательно подошли к юбилейной дате французского классика. В Зальцбурге я даже успел увидеть сценическое воплощение оргомного оперного полотна Мессиана - оперу «Святой Францизск Ассизский». Это, действительно, великая партитура. В Концертном зале Мариинского театра, я уверен, она бы потрясающе прозвучала. Посмотрим, может быть, следующим шагом будет именно эта единственная опера Мессиана».

Каждый музыкант оркестра Мариинского театра ещё и первоклассный солист. В этом можно было убедиться в Квартете на конец времени, который и открыл программу вечера. Это камерное сочинение композитор написал в ужасающих условиях  Второй мировой войны. В то неспокойное время Мессиан был мобилизован в армию, попал в плен и оказался в немецком концетрационном лагере. Мессиан сумел выдержать такие условия, и даже был способен сочинять музыку. Выпросив у одного из узников ноты и карандаш, французский музыкант зафиксировал на бумаге все тяготы той страшной действительности. Сам композитор даже вспоминал: «Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием».

В Петербурге Квартет на конец времени Мессиана исполнили Кирилл Терентьев, Олег Сендецкий, Иван Столбов и Энтони Бонамичи. Высших всяческих похвал заслужили все солисты. Отдельно, хотелось бы, упомянуть интеллектуальную игру кларнетиста Ивана Столбова. Как одухотворенно из звучащей тишины артист рождал звук, и наполнял его глубоким содержанием на своем инструменте. Это таинство мгновения особенно было передано в одной из частей квартета «Хвала Вечности Иисуса».

Валерий Гергиев: «Наши первые солисты оркестра  начинают привыкать к этому амплуа -  играть  не только в оркестре, но и сольно для публики в этом зале. Зал очень требовательный и предъявляет музыкантам непростые возможности. Акустически ситуация абсолютно совершенная. Поэтому, ею можно только наслаждаться как публике, так и исполнителям.  Мне кажется, что налицо признаки такого золотого сечения, когда уже опытные, но всё ещё молодые и основные силы оркестра справляются с такими сложными партитурами». 

Следующий концерт фестиваля Новые горизонты состоится на сцене Концертного зала Мариинского театра 28 декабря. Прозвучат сочинения как признанных авторов: Бориса Тищенко, Владимира Тарнопольского, так ещё и малоизвестной у нас Ольги Бочихиной, чье премьерное сочинение в скором времени прозвучит в рамках фестиваля, посвященного юбилею Гоголя. 

 

Вернуться к списку новостей