Ян Виллем де Фринд17 ноября в Большом зале петербургской филармонии, а 18 ноября в Концертном зале имени П.И.Чайковского в рамках цикла «Европейские виртуозы» впервые в России выступит голландский ансамбль «Виртуозы Королевства Нидерландов». Во время театрализованного представления «Кофейной кантаты» нидерландскими музыкантами слушателям, в соответствии с баховской традицией «кофейных концертов», будет предложена чашечка кофе. Кроме «Кофейной кантаты» и оркестровой Сюиты № 2 И.С.Баха «Combattimento consort Amsterdam» включил в свою программу произведения нидерландских композиторов: Концерт № 1 соль минор для струнного оркестра Питера Хеллендала (1721-1799) и Концертино № 4 фа минор Унико Вильгельма ван Вассенара (1692-1766). Солисты: Марина Зяткова (сопрано), Эрик Слик (тенор), Петр Мицински (бас). Художественный руководитель ансамбля - Ян Виллем де Фринд.

Ансамбль «Combattimento consort Amsterdam», основанный в 1982 году, специализируется на исполнении старинной музыки до 1800 года, причем многие из этих раритетных произведений на сегодняшний день доступны только в виде манускриптов. Музыканты из Амстердама исполнили несколько опер: «Роделинду», «Агриппину» и «Альцину» Генделя, «Орфея» Монтеверди в сотрудничестве с Национальной Королевской Оперой, «Философский камень» Моцарта, впервые представленный в Лодзинском Большом театре (Польша, 2003). В 2002 году ансамбль дебютировал на Голландском фестивале старинной музыки в Утрехте двумя спектаклями «Платеи» Рамо в сотрудничестве с «Onafhankelijk Toneel» и Национальной Королевской Оперой. «Виртуозы Нидерландов» гастролируют в европейских странах, США, Японии и Южной Америке, выступают с известными солистами: Барбарой Бонней, Андреасом Шоллом, Энтони Рольфом Джонсоном, Томасом Цейтмайром и Сабиной Мейер, сотрудничают с «Collegium Vocale Gent». Среди многочисленных записей «виртуозов» – оратория Генделя «Воскресение».

В Петербурге «Виртуозы Королевства Нидерландов» представляют необычную программу. Как известно, некоторые свои сочинения Иоганн Себастьян Бах исполнял в только что открывшемся лейпцигском «Кафехаусе» (кофейном доме Циммермана), тогда он был капельмейстером камерного оркестра «Collegium musicum», полученного в наследство от Телемана. Благодаря Баху и «Collegium musicum» публичные концерты вошли в моду в Германии. Время от времени по заказу владельца кафе Бах писал музыку, исполняемую в доме Циммермана зимой по пятницам и летом по средам. Так возникла «Кофейная кантата» – опера-шутка на либретто Христиана Фридриха Хенрики (работавшего тогда под псевдонимом Пикандер).

В начале XVIII века кофе только начал приобретать популярность среди среднего класса, а посещение кофейных домов было сродни посещению клубов в более поздние времена. Многие немцы с недоверием относились к новому напитку: они предпочитали ему традиционное пиво, да и вообще плохо воспринимали все, что не было немецким. Во многих местах продажа кофе облагалась высокими налогами, а в некоторых землях была и вовсе запрещена. Владелец кофейни, заказывая Баху юмористическое произведение о кофе, хотел популяризовать этот напиток.

Вернуться к списку новостей