Боголюбов А.П. Порт Сен-МалоC 30 октября по 1 февраля в Музейно-выставочном комплексе школы акварели Сергея Андрияки в рамках проекта «Шедевры музейных коллекций» пройдет выставка из собрания Саратовского государственного художественного музея им А.Н. Радищева.

Название выставки было выбрано не случайно. Именно Алексеем Петровичем Боголюбовым, внуком А.Н. Радищева, в 1885 году в память о знаменитом писателе был создан Радищевский музей – первый в России провинциальный общедоступный музей (на 7 лет раньше передачи Москве Третьяковской галереи и на 13 лет раньше открытия Русского музея), превратившийся в наше время в крупный центр художественной и культурный жизни Поволжья и принадлежащий наряду с Эрмитажем и Третьяковской галереей к числу особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.

К сожалению, мало кто знает, что незаслуженно забытый в XX веке Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) был выдающимся русским пейзажистом и маринистом, профессором, действительным членом Императорской Академии художеств, автором более 150 акварелей, входивших в царскую коллекцию (только в Русском музее хранится более 100 его живописных работ), покровителем молодых русских живописцев в Париже и известным общественным деятелем.

Боголюбов А.П. Дворцовый садБоголюбов был уникальным человеком своего времени. Блестяще образованный, свободно говорящий на четырех европейских языках, удивительно деятельный (друзья называли его «пчелой»). Будучи профессиональным моряком, выпускником Морского кадетского корпуса, он любил рисовать с детства. С годами любовь к искусству возросла, чему немало способствовали длительные заграничные плавания и знакомство с произведениями лучших западноевропейских художников, дававшие богатый материал впечатлительному художнику. На острове Мадейра он познакомился с Карлом Брюлловым, который посмотрел работы начинающего живописца и посоветовал ему заниматься искусством профессионально. Благодаря рекомендации президента Академии художеств герцога Максимилиана Лейхтенбергского Боголюбов начал посещать классы Академии и, получив в 1853 г. большую золотую медаль за картину «Вид Петербурга от взморья», вновь отправился за границу – теперь уже как академический пенсионер.

В составе экспозиции выставки «Алексей Боголюбов и его время» 120 рисунков и акварелей русских и зарубежных художников из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. Ядро выставки составляют 30 акварелей А.П. Боголюбова и графические работы из коллекции художника, подаренных им музею.

Боголюбов А.П. Порт ДьеппВыставка отражает прочные связи Боголюбова с кругом академических художников и членов Товарищества передвижных выставок, дружбу со многими европейскими художниками и членами российской царской фамилии.

Экспозиция поражает обилием имен художников первого порядка. В ее составе рисунки и акварели В.Д. Поленова («Античные руины»), В.И. Сурикова («Фигура девушки»), И.И. Шишкина («Дубы», «Лес», «Лес с дорогой»), В.П. Верещагина («Фолиньо близ Рима», «Богомольцы в Киеве»), листы братьев Маковских. Среди авторов работ – цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) и его супруга Мария Федоровна, бравшие у Алексея Петровича уроки рисования.

Ряд работ, экспонирующихся на выставке, принадлежит его ученикам А.П. Боголюбова – А.К. Беггрову, Н.Н. Гриценко, А.А. Харламову. Есть реликвии, связанные с жизнью Боголюбова, – рисунок его безвременно ушедшей любимой жены Надежды Павловны Нечаевой (1839–1865), портрет отца кисти С.Г. Чирикова. Несомненным украшением выставки станут 12 рисунков и акварелей друга и однокурсника А.П. Боголюбова по Академии художеств, исторического живописца Ф.А. Бронникова (1827–1902), демонстрирующие широту жанрового диапазона и многообразие технических приемов художника.

Помимо образцов русской графики, в составе экспозиции входят рисунки и акварели крупнейших западноевропейских мастеров: К. Коро, Ж.-А. Гюдена, Ж. Жерома, Л. Изабе, А. Невиля, Э. Лепуатвена (французская школа), О. Ахенбаха (немецкая школа), П. Шиндлера (польская школа).

Выставка дает представление не только об особенностях и истории одной из наиболее значимых коллекций Радищевского музея, но и всего графического искусства второй половины XIX века. Последние полвека коллекция музея в таком объеме не экспонировалась. Многие акварели и рисунки выставляются впервые.

Вернуться к списку новостей