Великий Астор"El Gran Astor" – «Великий Астор» – так звали и до сих пор зовут Астора  Пьяццоллу на его родине, в Аргентине. Выдающийся музыкант и композитор, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго и представили его в современном одеянии, говорил: «Вся моя жизнь – танго. Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, – у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма», – так объяснял свою музыку композитор.

 

11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата в семье итальянских эмигрантов родился мальчик, которого назвали Астором. Детство будущего композитора прошло в Нью-Йорке, куда отец вместе с семьей перебрался в надежде на более высокий заработок и более счастливую жизнь. Именно здесь мальчик начал осваивать бандонеон. Первым  серьезным учителем Астора был живший по соседству пианист, который познакомил мальчика с произведениями Баха.

 

В 1937 году семья вернулась в Аргентину, и тут, конечно же, Пьяццолла увлекся  музыкой танго, которая в те годы буквально затопила эфир. Через два года юноша переехал в Буэнос-Айрес, надеясь найти место в одном из распространенных тогда "orquestas tipicas", исполнявших традиционное танго. Благодаря прекрасному владению бандонеоном Пьяццолла довольно скоро был принят в прославленный оркестр Анибала Троило, играл в ночных увеселительных заведениях. Но мечтал он тогда о другом – о серьезном классическом образовании. После ночной работы он через весь город спешил на лекции по композиции Альберто Хинастеры, которому вскоре суждено было стать классиком ХХ столетия. Эта крепкая теоретическая выучка очень помогла Пьяццолле в его аранжировках популярной музыки и в собственных композициях.

 

К началу 1950-х годов композитор уже выработал свой стиль, однако никак не мог определиться:  танго или классика? Он сочинял и то, и другое, исполнял танго и произведения Бартока и Стравинского. Однако судьба его уже была предрешена. В 1954 году Астор выиграл стипендию на обучение в Париже  в классе композиции знаменитой Нади Буланже. Он учился у нее неполные полгода, но именно благодаря Наде выбор был сделан. Говорят, что Буланже, критикуя сочинения своего ученика, заинтересовалась его предыдущими опусами. Молодой композитор нехотя признался, что много лет занимался аранжировкой танго и что первым его инструментом было не фортепиано, а бандонеон. Буланже попросила исполнить одно из написанных им танго, а когда он закончил, воскликнула: «Вот настоящий Пьяццолла! Вам нельзя это бросать!»

 

С этой поры музыкант целиком посвятил себя танго и больше никогда ему не изменял, хотя это было не просто. Ведь Пьяццолла, как любая творческая натура, слышал и писал танго по-своему, привнося в него элементы классики, джаза, авангарда, собственного настроения.  Это нашло понимание не сразу, особенно на родине композитора. Как жаловался сам Пьяццолла, «в Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго – вещь неприкосновенная». И все-таки композитора признали и на родине. В 1985 году ему присвоили звание почетного гражданина Буэнос-Айреса, к тому времени Пьяццолла быть весьма знаменит и в Европе, и в США. Жаль, что своим триумфом на родине Астору Пьяццолле пришлось радоваться недолго. В 1990 году он перенес сильнейший инсульт и спустя два года скончался. А весь мир продолжает наслаждаться его музыкой…

 

Фаина Коган

Вернуться к списку новостей