Сегодня день рождения Владимира Михайловича Дешевова. Даже тот факт, что он родился в С-Петербурге, а умер в Ленинграде, достаточно красноречив. Сейчас Дешевов фигурирует в основном в программах «Забытая классика 20-го века» и тому подобных. Что правда, то правда. Он действительно забыт. Правда, связано это скорее не с качеством его сочинений, а с их тематикой. Как и многие его коллеги, Дешевов писал музыку на, так сказать, слишком актуальные и сиюминутные темы. Музка-то была хорошая, но просто момент прошёл – и интерес к её тематике пропал.

Всё дело в том, что Дешевов вышел на музыкальную арену практически во время октябрьской Революции. Он учился в Санкт-Петербургской консерватории у Лядова, Штейнберга и закончил её в 1914 году. Уже через три года произошла революция, которая очень многое изменила, в частности, и в художественных приоритетах. Индустриализация как главная хозяйственная задача страны вызывала желание отобразить ее в звуках, создать искусство, созвучное ее масштабу, заявить о высшей ценности новых, невиданных и сулящих большие перемены звуках. Так возник музыкальный «конструктивизм».

Названия сочинений конструктивизма многое говорят об их художественном направлении: «Рельсы», «Телескоп II для фортепиано», «Газетные объявления», «Завод»...

Дешевов был в русле всего этого. Он автор одного из первых советских балетов «Красный вихрь», а также оперы «Лед и сталь» на сюжет о событиях Кронштадтского восстания (1930). В 1926 написал фортепианную пьесу «Рельсы» – одно из первых в советской музыке воплощений индустриальной, «машинной» романтики. Это пьеса из серии «Завода» Мосолова или «Пасифик-231» Равеля.

Ну, а дальше был РАПМ – это уже 30-е годы. Эта пролетарская организация довольно быстро искоренила всякую «левизну» в советской музыки. И Дешевов ушёл в область музыки прикладной. Да и многие его коллеги были вынуждены как-то умерить свой новаторский пыл. Мосолов, например, изменился почти до неузнаваемости, да и поздние симфонии Мясковского говорят сами за себя.

Однако, десятилетие 20х годов ХХ века – это, конечно, очень красноречивое явление. И среди прочих на его гребне был Дешевов.

Революция 1917 года произвела сильное впечатление на российскую художественную среду. Футуристы, бывшие до революции шумным, но довольно малочисленным крылом дооктябрьской отечественной культуры, после революции в 1920-е годы становятся особенно влиятельны в среде художественной молодежи. Индустриализация как главная хозяйственная задача страны вызывала желание отобразить ее в звуках, создать искусство, созвучное ее масштабу, заявить о высшей ценности новых, невиданных и сулящих большие перемены звуках. Так возник музыкальный «конструктивизм».

Вернуться к списку новостей