4 мая, в свой день рождения, именитый маэстро встретил свое 85-летие на Исторической сцене Большого театра.

Площадка для проведения юбилейного концерта выбрана как нельзя лучше. Именно в Большом в 1951 году состоялся профессиональный дебют Рождественского, здесь он прошел путь от ассистента до главного дирижера и художественного руководителя театра. Отметить свой юбилей маэстро решил с размахом, включив в концерт все направления своей творческой деятельности: за один вечер он продирижировал балетом, оперным действием и симфонией.

В первой части программы был представлен красочный аллегорический балет А. Глазунова «Времена года» в постановке знаменитого Джона Ноймайера. Геннадий Рождественский неоднократно подчеркивал, что красота танца в балете не может существовать отдельно от музыки, и вместе с оркестром ГАБТа виртуозно передал тонкие нюансы партитуры, создав для каждого времени года свое неповторимое и характерное настроение. На сцене – воспитанники Московской государственной академии хореографии, которые в силу юного возраста еще не способны на безукоризненную точность каждого движения, но выступают с бесконечными энтузиазмом и радостью. Огромное количество персонажей (деревья, бабочки, цветы, лошадки, циркачи и т.д.) при эмоциональной насыщенности создали на сцене атмосферу яркого праздника, а красочные костюмы Робби Дейвмана еще больше усилили это ощущение.

Второе отделение посвятили третьему акту прокофьевской оперы «Семён Котко», который был представлен в концертно-сценическом варианте. Стремительное музыкальное и драматургическое развитие от картины безмятежной летней ночи к немецкой оккупации и страшному пожару в мирном украинском селе проходит на одном дыхании – настолько цельна и точна партитура и ее исполнение. Нужно отметить, что в творческой биографии Рождественского музыка Прокофьева занимает особое место. Дирижер пропагандировал ее на протяжении всей жизни, исполнив только в Большом балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта» и «Сказ о каменном цветке», оперы «Война и мир», «Семен Котко», «Обручение в монастыре» и инициировав постановку первой редакции «Игрока».

Еще одним значимым для Геннадия Рождественского музыкальных авторов был и остается Дмитрий Шостакович, с которым он был знаком лично. Дирижер осуществил запись всех симфоний композитора и периодически представлял публике ранее не звучавшие произведения. Например, музыку к ревю «Условно убитый», которую Г. Рождественский исполнил на фестивале памяти Шостаковича в 2006 году.

Для юбилейного вечера была выбрана лирико-скерцозная пятичастная Девятая симфония, премьера которой в 1945 году вызвала множество негативных отзывов, поскольку публика ожидала услышать громогласную и монументальную «симфонию победы».

На протяжении исполнения оркестр вместе с дирижером так и остался в оркестровой яме. Но устроители концерта вывели на большой экран видеопроекцию, благодаря которой даже сидящие на галерке могли полюбоваться отточенностью дирижерского жеста Геннадия Рождественского, его неподражаемой манерой руководить оркестром и очаровательной доброй улыбкой маэстро.

Празднование юбилея Г. Рождественского не заканчиваются. До 25 мая он вместе с Государственной академической симфонической капеллой России даст серию концертов, в которых прозвучит музыка Моцарта, Шостаковича и Шимановского. В концертах примут участие супруга дирижера, пианистка Виктория Постникова и его сын, скрипач Александр Рождественский.

В одном из интервью на вопрос «где вы черпаете силы?» маэстро ответил: «В музыке […]. После музыки – ничего». Остается только восхищаться силой, талантом и энтузиазмом Геннадия Рождественского и пожелать маэстро «многая лета» в его творческой жизни.

Наталия Сергеева

/источник фото: bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей