Третий Международный фестиваль вокальной музыки «Опера априори» открылся 7 февраля в БЗК исполнением «Маленькой торжественной мессы» Дж. Россини.
Это произведение знаменитый на всю Европу композитор написал на склоне лет, когда уже оставил блистательную оперную карьеру. Наполеону III приписывают фразу, что «Маленькая торжественная месса» и не мала, и не торжественна, и не слишком месса. Отчасти с ним можно согласиться. Полуторачасовое сочинение вряд ли можно назвать пригодным для исполнения на католической службе. Слишком уж светская мелодика и блистательны виртуозные пассажи. Да и женское пение, мягко говоря, не приветствовалось в католической церкви во времена Россини. Именитые композиторы, если и обращались к жанру мессы, зачастую стремились создавать монументальные сочинения для больших составов, будь то Высокая месса Баха, Большая месса Моцарта или Торжественная месса Берлиоза. Тем не менее, творение Россини вряд ли можно назвать аутсайдерским, раз оно успешно дожило до XXI столетия, было записано многими знаменитыми музыкантами и до сих пор исполняется на передовых музыкальных площадках в разных странах мира. Чем же привлекает «Маленькая торжественная месса» наших современников? Ее музыка органично сочетает в себе характерное для Россини, блистательное bel canto и полифонические эпизоды, которые по достоинству мог бы оценить сам И.С. Бах. Все части произведения слушаются на одном дыхании, настолько монолитно выстроено это сочинение.
Известно, что Россини создал две редакции «Маленькой торжественной мессы» - камерную (для 12 певцов, двух фортепиано и фисгармонии) и оркестровую. По признанию самого композитора, оркестровку он писал из-за опасений, что это может после него сделать кто-то другой в совершенно чуждой Россини манере.
Вечером 7 февраля в БЗК была исполнена первая редакция «Мессы». Но на сцену вышло не 8 «херувимов», как предполагал в своей партитуре композитор, а почти тридцать человек блистательного хора «Intrada» Екатерины Антоненко, который хорошо известен столичным любителям музыки своим безукоризненным исполнением и богатой палитрой всевозможных настроений. Этому коллективу подвластен весь динамический спектр – от тончайших оттенков piano до мощного громогласного forte. Четверо солистов: Дарья Зыкова (сопрано), Марианна Пиццолато (меццо-сопрано), Максим Пастер (тенор) и Балинт Сабо (бас), - прекрасно исполняли сложнейшие россиниевские ансамбли и идеально балансировали с хором.
За двумя роялями – Павел Нерсесьян и Лукас Генюшас. Сидя спиной друг к другу, пианисты смогли выстроить потрясающей синхронности ансамбль как с вокалистами и хором, так и между собой, и продемонстрировать слушателям великолепные соло. Партию фисгармонии, оригинальное звучание которой заменил синтезатор, исполнил Алексей Курбатов, чью оперу «Черных монах» с успехом представляли на первом фестивале «Опера априори». Руководил действом молодой дирижер Максим Емельянычев, который удивительным образом сочетал экспрессивный, порой даже несколько нервозный, жест с профессиональной, если не сказать филигранной, работой на сцене. Доказательство тому – образцовый баланс и яркое исполнение всех участников «Маленькой торжественной мессы».
Следующий концерт фестиваля «Опера априори» пройдет 9 марта. На сцене БЗК выступит легендарный «вагнеровский бас номер один» Рене Папе, который в сопровождении Светлановского оркестра исполнит знаменитые фрагменты из опер Рихарда Вагнера.
Наталия Сергеева