Под занавес прошлого сезона Мариинка представила на зрительский суд новую версию оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», которая до сих пор собирает аншлаги.

Режиссером «Войны и мира» в Мариинском уже второй раз (первая постановка датируется 1991 годом) выступил всемирно известный интерпретатор Грэм Вик, за плечами которого десятки разных спектаклей на ведущих мировых площадках. В Мариинке ему довелось поставить еще и «Бориса Годунова» (2012), вызвавшего жаркую полемику. И вот, спустя двадцать три года после премьеры своей первой версии «Войны и мира», Грэм Вик вновь возвращается в Петербург, чтобы создать абсолютно новую постановку.

Сразу после открытия занавеса становится понятно, что действие происходит здесь и сейчас. Такой ход – отнюдь не дань «режоперской» тенденции обязательно переносить время и место действия в современность. Вик как бы тонко намекает, что война в России продолжается и по сей день, а регулярно появляющийся в картинах мира танк и танцующие в противогазах гости на первом балу Наташи Ростовой полновесно это подтверждают.

Вик не следует за Толстым или Прокофьевым, он создает оперу о цинизме и беспощадности войны, в которой нет победителей и проигравших. Она убивает, уродует и калечит сотни тысяч жизней. Именно обобщенный образ войны в этой постановке становится главным действующим лицом. Отсюда ясно, почему Вик активно использует гротеск (те же гости на балу в противогазах и танк в картинах мира), почему под орлом Третьего рейха развевается французский флаг с истерично намалеванным «нет» на фоне не менее истерично намалеванного огромного «мир», почему после ониксовой стены, люстр Swarovski и проекции с обнаженной, вполне себе современной моделью, прикрывающей наготу сумкой Louis Vuitton – появляются рабочие в советской одежде с велосипедами и обшарпанными комодами. Каждое решение продумано и несет в себе главную режиссерскую мысль – война не щадит никого и никогда.

Мощнейшая кульминация оперы – трагическое прощание Наташи Ростовой (Екатерина Гончарова) и Андрея Болконского (Алексей Марков) на фоне звуков первого вальса и надписи “Меня не будет”. Сцена щемящая и надрывная: война убивает и любовь.

Образ главной героини дан в развитии – от юной наивной девочки, которая после общения с Элен Безуховой (блистательная Мария Максакова) «огламуривается», становясь копией типичной светской львицы в коротком золотистом платье на шпильках, к познавшей ужасы войны девушке в пролетарском комбинезоне, пережившей потерю близкого человека. Одним из ярких современных образов становится Анатоль Курагин (Александр Михайлов) – избалованный богатенький кокаинист, привыкший добиваться своего любой ценой (чем не персонаж нынешних сериалов?), для которого мораль и этика – понятия несуществующие. Не менее интересен и контрастен Курагину Пьер Безухов (Евгений Акимов), который подан очень элегантно и обаятельно (а в финале еще и по-отечески мудро), а не как нерешительный и застенчивый тюфяк.

Гениальная прокофьевская музыка оказывается вне времени. И это подтверждает оркестр под управлением Валерия Гергиева, который традиционно играет слаженно и чисто, с утонченностью раскрывая детали оперной партитуры и идеально балансируя с солистами и хором.

Несмотря на очень неоднозначные высказывания в прессе о режиссерских решениях Грэма Вика, которого обвиняют в «неумеренной политизации» и «насильственном осовременивании», новая постановка «Войны и мира» до сих пор идет в Мариинском с аншлагами, что свидетельствует о неугасающем интересе публики, желающей самостоятельно разобраться во всех деталях.



Наталия Сергеева

фото:  mariinsky.ru

Вернуться к списку новостей