Начало зимы московский театр «Новая опера» отметил новой премьерой. После сентябрьской «Саломеи» - раритетной для России оперы, открывшей в этом театре сезон, на суд публики была представлена одна из самых часто исполняемых в мире музыкальных историй – «Богема» Дж. Пуччини.

 Режиссером новой интерпретации творения знаменитого итальянца стал худрук Детского музыкального театра имени Наталии Сац, обладатель «Золотой маски» Георгий Исаакян. Третья на его творческом счету «Богема» выглядит совершенно иначе, нежели уже ставшие привычными «лирические» постановки других режиссеров о жизни и любви страдающих в бедноте людей искусства. «В моем представлении «Богема» - глубоко внутренняя история», - признается Исаакян, выходя в своем спектакле за бытовые рамки и рассказывая печальную историю о любовных жертвах во имя творчества.

Сюжет оперы перенесен в одну из излюбленных театральными постановщиками эпох – Париж конца 1940-х годов. Завершение войны, новые надежды и чаяния создают особую, неповторимую атмосферу воодушевления и романтики. Таким духом и проникнута новая «Богема» Исаакяна. Художником-постановщиком стал постоянно работающий в разных странах мира австриец Хартмут Шоргхофер, который сумел удивить и порадовать нестандартными сценографическими решениями. Он же отвечал и за костюмы героев. При минимуме декораций постановщикам удалось передать различные оттенки настроений каждого действия оперы: вот лирическая сцена встречи Мими (Елизавета Соина) и Рудольфа (Георгий Васильев) на мансарде с видом на Эйфелеву башню, а вот праздничная атмосфера Латинского квартала накануне Рождества у подножия все того же символа Парижа. Игры с перспективой в каждом следующем действии переносят зрителя в разные места, заставляя его то подниматься вверх, вглядываясь в живописные виды французской столицы, то опускаться вниз, созерцая величие и мощь металлического творения Гюстава Эйфеля. Винтовая лестница, направленная вниз и заканчивающаяся круглым белым пятном, подчеркивает изменение радостного и лирического настроений первых двух действий оперы и готовит зрителя к трагической развязке.

Оно по режиссерскому замыслу перенесено на тридцать лет вперед. В финале перед публикой предстают постаревшие, но все такие же статные друзья по мансарде, пришедшие на открытие выставки Марселя (Андрей Бреус), которое проходит с аншлагом в несколько холодной и совсем не романтичной галерейной обстановке. Художник и его друг Рудольф вроде бы добились признания и успеха в мире современного искусства, поднялись по социальной лестнице, но экспонаты, напоминающие прозрачные холодные глыбы льда, как бы тонко намекают об отсутствии в жизни главных героев душевной теплоты и любви. Их дуэт-воспоминание о былой любви становится ярким тому подтверждением. Мужские персонажи оперы даже спустя тридцать лет так же по-дружески дурачатся и веселятся, соревнуясь в меткости острот по отношению друг к другу.

Контрастом к этой сцене становится появление Мюзетты (Екатерина Миронычева), которая сообщает присутствующим о тяжелом состоянии Мими. В контексте царящего в галерее гламурного блеска возгласы героев об отсутствии денег и лекарств (и уж тем более поступок Мюзетты, которая отправляется продавать свои серьги, чтобы помочь умирающей подруге), прописанные самим Пуччини, выглядят довольно странно. Но трогательный драматический финальный дуэт Мими и Рудольфа с первых нот завладевает вниманием слушателей, безвозвратно уводя в красоту и великолепие пуччиниевской музыки и заставляя особенно впечатлительных еле сдерживать слезы.

Оркестр под руководством Андрея Лебедева сыграл «Богему» хрестоматийно четко и ровно, уделив должное внимание тонким динамическим нюансам и агогике, но говорить о новой музыкальной интерпретации здесь не приходится. Искренне порадовали прекрасным четким итальянским произношением все солисты, продемонстрировав как индивидуальную красоту тембров и характеры персонажей, так и общее стилистическое единство.

Ставить оперу, которая давно и прочно вошла в репертуары ведущих мировых музыкальных театров – рискованно и проблематично. Всегда есть шанс повториться или уйти слишком далеко от первоначального композиторского замысла. Но, тем не менее, за свою более, чем столетнюю историю «Богема» по-прежнему продолжает вдохновлять режиссеров, позволяя им создавать действительно интересные и оригинальные спектакли.

 

Наталия Сергеева

фото:  novayaopera.ru

Вернуться к списку новостей