В Большом отметили девяностолетие Майи Плисецкой гала-концертом "Ave Майя!" Название юбилейного гала в честь Плисецкой сериальное, закрепилось вслед за одноименным номером с веерами, который был поставлен Бежаром к 70-летию блистательной балерины. К 90-летию должен был состояться очередной юбилейный гала в честь Плисецкой с названием "Аве Майя". Готовились загодя, программа была утверждена самой Плисецкой, фотография рукописной программы приведена в буклете, выпущенном Большим к нынешнему гала. Согласно программе в финале Плисецкая должна была выйти на сцену под звуки "Болеро", знаменитейшую бежаровскую версию которого она исполнила первой среди русских еще в те времена, когда это было позволено лишь "Юпитеру".

Гала-концерт в день девяностого дня рождения великой балерины состоялся, и, как планировала юбилярша, в финале зазвучало "Болеро", посередине сцены стоял красный стол - подиум для солистки, но сама Майя до этого не дожила. Планировали чествовать, пришлось поминать, но как символ того, что ее искусство живо, запись финального фрагмента ее "Болеро" во тьме, над красным кругом стола, анимировала ее танец и вызвала шквал аплодисментов: уникальная энергетика великой балерины пробивает зал даже на старой пленке.

«Болеро». Диана Вишнёва. Фото Дамира Юсупова/Большой театр.

Это был единственный сильный режиссерский ход программмы (режисссер - Андрис Лиепа). Некоторые сценарии, использованные в первой половине вечера, были придуманы уже давно, при подготовке юбилейного гала-концерта десятилетие тому назад. Тогда сценарий вечера вместе с балериной писали две очень важные персоны, ныне это первый русский оперный режиссер и первый русский балетмейстер - Черняков и Ратманский. В то время Черняков очень плотно сотрудничал с Большим, а Ратманский, один из последних партнеров Плисецкой, был худруком балета Большого.

Празднование восьмидесятилетия Плисецкой проходило на основной народной площадке Москвы - в Кремлевском дворце. Историческая сцена Большого - главного театра в жизни Плисецкой - только что закрылась на ремонт. Именно в том памятном юбилейном концерте была подборка вариаций из главных партий Плисецкой, которые исполнялись современными балеринами, именно там была собрана сюита из танцев разных жанров - от классики до народных и уличных - брэйк-данс и акробатика шаолиньских монахов имела огромный успех, было и фламенко от самого знаменитой поп-персоны этого жанра Хоакина Кортеса.

Идея первого отделения нынешнего юбилейного концерта была скалькирована с того знаменитого юбилейного концерта, за парой отличий: в финале каждой вариации на видеозаднике всплывали фотографии Майи в тех же ролях, а балерины кланялись не залу, а портретам Плисецкой. Второе отличие - почти полностью отечественный состав исполнителей. Если отбросить жанровые исключения (ансамбль Моисеева, балет Аллы Духовой и приглашенную из Испании танцовщицу фламенко), то юбилей одной из самых знаменитых балерин Большого театра справили в основном силами Большого театра. Исключением стала самая именитая балерина Мариинского театра - Ульяна Лопаткина с партнером Андреем Ермаковым, остальные приглашенные с Большим так или иначе связаны: прима Мариинки Диана Вишнева - одновременно и приглашенная балерина Большого, а прима Михайловского театра Анжелина Воронцова - недавняя солистка Большого. Представителей зарубежного балета не было, принцип опоры на собственные силы, который со времен ввода санкций витает в воздухе, подхватил и главный театр страны, следуя ему даже при чествовании балерины с мировой известностью.

Но звезды были. Три главные русских балерины последнего двадцатилетия были приглашены исполнить три главные роли Плисецкой за пределами классики - Больную Розу от Ролана Пети, Болеро от Мориса Бежара и Кармен от Альберто Алонсо. Эти балеты составили второе и третье отделения юбилейного гала. Имена исполнительниц были проставлены самой Майей.

«Гибель розы». Ульяна Лопаткина, Андрей Ермаков. Фото Дамира Юсупова/Большой театр.

Несмотря на яркие жанровые отступления, вписавшиеся в концепцию вечера - "Арагонская хота" от моисеевцев и фламенко от Эвы Йербабуэны (любовь к Испании и фламенко вдохновляла Плисецкую при создании роли жизни - Кармен), и одно неудачное (балет Аллы Духовой с нахраписто исполненной заурядной попсой), это был балеринский вечер. Стенограмма современного балеринского искусства Большого и в меньшей степени театров Петербурга.

В первом отделении вечера памяти Плисецкой был возложен венок вариаций из классических балетов, в которых блистала сама Плисецкая и которые она посчитала ключевыми в своей карьере: "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда", "Щелкунчик", "Лауренсия". От организаторов добавлена еще вариация Заремы из "Бахчисарайского фонтана", хотя сама Плисецкая ее не любила, но все равно блистала в ней, благо в штате Большого появилась балерина (Юлия Степанова из Мариинки), у которой эта партия "в ногах".

Вариации исполнялись балеринами в сложных условиях - вне спектаклей, без кордебалета, на пустынной сцене Большого, хорошо, что современные технологии позволяют быстро менять видеопроекции, имитирующие декорции, иначе бы эти выступления выглядели уж совсем сиротскими. Зато это было честно - сразу ясно, кто может, как могла Плисецкая, и кто не в состоянии заполнить эту сцену своим танцем.

Две Китри: вариация с кастаньетами из первого акта "Дон Кихота"- Мария Александрова: бойко, но форсированно, и классическая из свадебного па-де-де - Екатерина Крысанова - полная противоположность первой Китри - виртуозность в кружевной, изящной упаковке. Две Раймонды: Мария Аллаш в вариации из второго акта с эффектными скачками на пальцах - тяжеловато, на негнущихся ногах, и Екатерина Шипулина в вариации первого акта с эффектной сменой темпов от очень медленного до очень быстрого - мастеровито, с широкой подачей, но жестковато. Зарема - Юлия Степанова, делающая первые шаги на новой для себя сцене Большого: чувственная подача и драматичность, но без прыжка, что весьма заметно в прыжковой вариации. Аврора - умеренность и аккуратность от Нины Капцовой. Маша из "Щелкунчика" - Евгения Образцова - вариация Василия Вайонена, чья редакция этого балета давно не идет в Большом: мило, с привычной очаровательной улыбкой, но с неточностью во вращениях. Одиллия - Ольга Смирнова - масштабно, но угловато. И, наконец, пик сюиты - прыжковую вариацию Лауренсии с эффектным перегибом корпуса - исполнила Анжелина Воронцова, единственная балерина не из труппы Большого, парадоксальным образом явив настоящий стиль Большого - раскованность, широту движений и полетность в сочетании с женственностью и естественностью.

Долгое время, когда сцена еще не остыла от огненного дара Плисецкой, за ее роли боялись браться балерины, которые помнили ее живые выступления. Но сменилась пара балеринских поколений, и репертуар Плисецкой стал постепенно возвращаться на сцену. Так появились новые Кармен и Розы в балетах, созданных на Плисецкую, недавно в России появилась и новая солистка в бежаровском "Болеро" – Диана Вишнева.

Во второй половине юбилейного вечера три балета, знаковых для Майи Плисецкой, станцевали три главные дивы русского балета: Лопаткина - Розу, Вишнева – солистку "Болеро", Захарова - Кармен. "Гибель розы" Лопаткина уже танцевала в Москве, Захарова – штатная Кармен Большого, а вот "Болеро" было главной интригой вечера – Вишнева еще не танцевала его в Москве. Ни про одну из нынешних див не скажешь, что она хоть чем-то напоминает или продолжает Плисецкую, естественно, их версии партий Плисецкой получились очень не похожими на оригинал.

Лопаткиной с ее бесконечными линиями и беспредельной кантиленностью очень близко "Адажиетто" Малера - музыкальная основа "Гибели розы", а ее неулыбчивому дару подвластна тргическая тема этого адажио. Но если Плисецкая, роза яркая и колючая, в течение номера проживала массу состояний, колеблясь между желанием и смертельной опасностью, обыгрывая музыкальные кульминации и драматургию Пети, Лопаткина - роза нежнейшая и беззащитная, нежизнеспособна с самого начала: пропевая каждую ноту своей музыкальной плотью, балерина вела медитативный рассказ о несовместимости утонченности и жизни. Получилось несколько монотонно.

Вишнева - такая же неутомимая протагонистка современного танца, каковой была в свое время Плисецкая, наконец-то добралась до желанного для любого артиста со сходными творческими приоритетами "Болеро" Бежара. Это не было дебютом, до юбилейного вечера Плисецкой Диана станцевала "Болеро" в Петербурге.

Сопровождал русскую балерину мужской состав труппы Бежара. Число исполнителей сольной партии в "Болеро" в истории балета считанное, а особо выдающиеся, включая Болеро Плисецкой, всем памятны. Перед Вишневой стояла трудная задача - сказать собственное слово в этом культовом произведении. И она его сказала. Укротив свой темперамент, спрятав чувственность и эмоции, она станцевала жрицу, управляющую толпой. На эту концепцию сыграл и грим, сделавшей лицо балерины не похожей на реальное, и ее бесстрастная мимика, и медитативный, пульсирующий характер движений. При основательной музыкальной поддержке оркестра Большого театра (за пультом стоял музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев) и родной труппы Бежара магическое "Болеро"стало кульминацией вечера.

А ахиллесовой его пятой стало исполнение "Кармен-сюиты" Светланой Захаровой, что, впрочем, вполне ожидаемо, т.к. Захарова давно и настойчиво танцует столь не совпадающий с ее индивидуальностью балет. Правда, колючая, геометрическая лексика Алонсо выглядит рельефней благодаря ее танцевальному перфекционизму, прекрасно смотрятся ее красивейшие стопы в эмблематичной позе Кармен с рукой на бедре или выстреливающие в небо, но легковесность и инфантилизм ее Кармен работают на снижение образа главной героини, этого символа роковой женственности, и сводит тему высокой цены свободы до бытовой ревности заигравшейся в фам фаталь старшеклассницы. Почему Плисецкая выбрала Захарову на свою самую заветную роль? Может быть, чтобы мы больше ценили саму Плисецкую в роли Кармен? Более уместным было бы исполнение Кармен-сюиты Лопаткиной, которая делает Кармен очень по-своему, но соразмерно первоисточнику, а самым интригующим было бы исполнение версии Алонсо Дианой Вишневой, которая станцевала эту партию выдающимся образом в версии Пети. А Захарову (чем черт не шутит?) увидеть бы Розой Пети. Но нетрудно догадаться, что "Болеро" на сегодня интересует Вишневу гораздо больше.

"Кармен-сюита" давно не исполнялась в Большом, и в этот вечер ожидались сюрпризы. В первую очередь, дебюты в главных мужских партиях.

«Кармен-сюита». Светлана Захарова, Денис Родькин. Фото Елены Фетисовой/Большой театр.

Новым Хозе мы обязаны Захаровой. Соблазнившись фактурным сходством статного красавца Родькина со своим любимым партнером Уваровым, уже не танцующим, Захарова приглашает Родькина танцевать этот балет на ее личных гастролях. Но Москва увидела его Хозе впервые. Если пользоваться оперной терминологией, Родькин по дарованию - скорей лирический тенор, а партия Хозе создана для тенора драматического, а, может быть, даже героического. Тональность партии Хозе у Родькина оказалась излишне лирической, он естественно существовал в роли сильно и безнадежно влюбленного, но убийство Кармен выглядело у такого Хозе чуть ли не случайным. Годунов - главный партнер Плисецкой - остается в роли Хозе непревзойденым, но Родькин пока недотягивает и до Уварова – лучшего Хозе времен последней постановки балета в Большом. Потенциал этого танцовщика еще не до конца определен, возможно, он станет одним из лучших Хозе, но более естественной для Родькина была бы партия антипода Хозе - Тореро, он совершенно неподражаемый Тореадор в "Дон Кихоте".

Михаил Лобухин - новый Тореро - в отличие от Родькина - опытный балетный актер. Он серьезно подготовился к роли, даже пожертвовал натуральным светло-русым цветом волос и стал брюнетом. Роман с Кармен для Тореро Лобухина скорей вызов судьбе, чем любовная страсть. Избыточное актерство и рыхловатый по форме танцевальный рисунок не дали Лобухину довести роль до безусловной удачи. Несмотря на претензии к обоим главным мужским персонажам, именно мужчины (добавлю еще и четкого Корехидора Виталия Биктимирова) сделали эту Кармен интересной, несмотря на промах с актрисой на титульную роль.

Собрав в один вечер почти весь состав прим Большого и трех главных русских балерин на одной сцене, Большой достойно почтил память великой русской балерины. Лицо русского балета сейчас представляет не одна балерина: коллективный балеринский портрет объединяет отрешенность Лопаткиной, непредсказуемость Вишневой, танцевальное совершенство Захаровой, неподражаемую легкость Крысановой, утонченный декаданс Смирновой и излучающую женственность Воронцовой. Чего-то все-таки не хватило? Конечно, неукротимого темперамента Осиповой, классической отточенности Терешкиной и женской манкости Кондауровой, чтобы почтить память незабываемой балерины всем русским миром.

Людмила Гусева

Вернуться к списку новостей