В афише Мариинского театра одним вечером значатся сразу два балета, номинированных в прошлом году на «Золотую маску»: «Весна священная» в постановке Саши Вальц и «Concerto DSCH» Алексея Ратманского. Абсолютно разные по настроению, музыке и хореографии, эти вещи играют на причудливом контрасте.

«Весна священная» с хореографией Саши Вальц была приурочена к 100-летию этого революционного балета в 2013 году. Тогда маэстро Валерий Гергиев заказал одному из самых радикальных хореографов современности постановку балета Стравинского на сцене Мариинского театра.

После премьеры мнения о новой «Весне» резко разделились: приверженцы танцевального авангарда сочли хореографию Вальц гениальной, ценители же балетной классики неустанно ее ругали. Но равнодушных зрителей не осталось. Так же, как и не осталось их после премьеры «Весны священной» в мае 1913 года, когда это творение молодого Игоря Стравинского впервые увидело свет в Театре Елисейских полей. Привыкшая к рафинированным «классическим» постановкам публика не была готова принять смелые танцевальные эксперименты Вацлава Нижинского. Сегодня же эта постановка считается образцовой, заботливо реконструирована (в том числе Мариинским театром) и успешно идет во многих странах мира.

Чем же смущает новая «Весна» Вальц современного зрителя? Возможно, это связано с тем, что хореограф максимально отходит от ставшей образцовой постановки В. Нижинского, равно как и от сотни других вариантов этого балета, и создает свой, новый. Однако стоит отметить, что в некоторых моментах здесь просматривается явная преемственность от знаменитой «Весны священной» Пины Бауш. Отсутствие декораций, горка пепла на сцене, которая постепенно рассыпается по всему пространству в пыль, аскетичные костюмы Бернда Скодзига, объединенные неброской тональной гаммой, не перетягивают внимание на себя, но отдают его целиком и полностью неистовой хореографии. Танцоры на протяжении почти всех сорока минут, что длится балет, двигаются в бешеном ритме ритуальных плясок. В балете нет ни одного классического па. Экспрессивная хореография с акробатическими элементами и эротической наполненностью местами прерывается паузами, в которых танцоры на мгновение скульптурно замирают, и тут же снова бросаются в неистовый танцевальный вихрь.

Постановка Вальц касается сюжета Стравинского лишь косвенно. Она больше об отношении личностного и группового. Ну и, как нетрудно догадаться, здесь в жертву приносится вовсе не человек, а индивидуальность.

Воспитанные на классической хореографии танцоры Мариинки эмоционально выкладываются, оставаясь на протяжении всего балета на сцене и проявляя безудержный темперамент, полную отдачу которого безоговорочно требует от них эксцентричная постановщица.

Совершенно иное настроение в следующем за «Весной священной» Стравинского-Вальц легком и и изящном балете «Concerto DSCH» Алексея Ратманского на музыку Второго фортепианного концерта Д. Шостаковича. Это произведение композитор написал в 1957 году ко дню рождения своего сына. Светлая, искристая музыка полна оптимизма и радости. Такие же чувства передает и хореография. Танцевальную версию «Concerto DSCH» Ратманский создал еще в 2008 году для труппы New York City Ballet, а затем перенес в Мариинский. На сцене мы видим девушек и юношей, одетых в костюмы, стилизованные под гимнастические. Балет насквозь пронизан советской эстетикой, поданной с любовью и иронией. Здесь и виртуозные мужские движения, и полугимнастические поддержки и вращения, и утрированные победоносные позы танцоров при отсутствии утонченной «классической» лирики. Общая атмосфера постановки сродни оптимизму и задору советских фильмов периода оттепели.

Несмотря на то, что ни один из двух балетов так и не стал обладателем заветной "Золотой маски", их удачный тандем до сих пор собирает аншлаг в Мариинке.

Наталия Сергеева

фото: mariinsky.ru

Вернуться к списку новостей