Первый в мире оперный театр для детей – Детский музыкальный имени Наталии Сац – свой полувековой юбилей решил встретить ударно: десятком премьер – их в начавшемся сезоне покажут на его обеих сценах, включая возобновление музыкальной сказки Михаила Красева «Морозко», которой в далеком 1965-м театр и открылся – и гастролями по… Москве! Помимо родных подмостков коллектив будет играть свои спектакли в Московской филармонии, Доме музыки, Пушкинской музее, Театре Станиславского и Немировича-Данченко, Молодежном театре, Театре Покровского, «Геликоне» и «Новой опере» - столь необычным ходом решили заменить традиционные гала-концерты, посчитав их мероприятием слишком уж тривиальным.

Нетривиальна и первая премьера юбилейного сезона – худрук театра Георгий Исаакян обратился к шедевру чешского классика начала 20 века Леоша Яначека, переименовав его «Приключения лисички-плутовки» в лаконичное «Лисичка. Любовь» и адресовав аудитории 12+. Шаг более чем смелый – ведь опера Яначека лишь по форме сказка: в ней столько глубокой философии, размышлений о смысле бытия, что и 21+ может оказаться в самый раз. Однако все последние годы в Театре Сац смело идут на эксперименты, помимо традиционного, сугубо детского репертуара играя оперы барокко (Кавальери, Гендель) и оперы Вагнера, покушаясь на Штокхаузена и реконструируя дягилевского «Золотого петушка» вековой давности, словом, радикально расширяя возможности традиционного театра для детей, благодаря чему коллектив более не воспринимается московской публикой лишь как место для дидактических выгулов подрастающего поколения, но как ровня другим столичным оперным домам.

Как же все-таки подать философскую притчу, довольно-таки сложный текст (опера идет в переводе – по-русски) детям – чтобы слушали, чтобы понимали, чтобы интересно было? «Только красиво» – решили в Театре Сац и создали по-хорошему эстетский спектакль, где скупая, но стильная сценография (наклонный помост-ромб и меняющий цвета однотонный задник-экран) в кульминационные моменты вдруг вспыхивает буйством красок щедрого лета или умиротворенностью золотой осени, замыкающей природный и жизненный цикл и приносящей душевный покой главному герою – Егерю (сценографы Филипп Виноградов и Валентина Останькович). Мобильные декорации в момент меняют обстановку на сцене, придавая спектаклю кинематографического динамизма. Роскошные, с выдумкой (а как же без нее – лесное царство же надо изобразить – бабочек, лягушек, птичек и пр.) костюмы и масса точно рассчитанных игровых мизансцен дополняют благополучную картину и делают просмотр сложной оперы делом весьма увлекательным – что для детей, что для взрослых.

Иносказательного языка оперы не побоялись – не пошли путем адаптации, примитивизации, сюсюкающего пересказа: «Лисичка» подана как правдивая история жизни и смерти, естественности в смене этапов бытия, времен года, чередовании комического, лирического и трагического. Великая музыка Яначека, в которой много света и нежной лирики, чарующих мотивов славянского фольклора, близкого нам мелоса, является неоценимым подспорьем в усвоении истин «Лисички» - она влюбляет в себя, заставляет слушать, открыв рот, благодаря чему даже и что-то на первый взгляд непонятное, постепенно, по ходу спектакля становится твоим, родным и близким.

Не меньшую радость приносит и музыкальное решение спектакля, качество исполнения: оркестру театра, еще несколько лет назад игравшему весь свой репертуар средне-невыразительно, сегодня под силу самые тонкие и заковыристые партитуры. «Лисичка» в его прочтении полна поэтики и изысканных нюансов, маэстро Евгению Бражнику удается вместе с музыкантами высветить все колористическое богатство оркестровки, поэтому малоизвестная в России опера оказывается для любого слушателя – маленького или большого, подготовленного или не очень – весьма приятным сюрпризом.

В последние годы труппа театра пополнилась яркими молодыми кадрами, именно они блестяще проводят премьеру «Лисички», где красота голосов удачно сочетается с выгодной внешностью артистов. Особенно запоминаются сочное, журчащее сопрано Ольги Бутенко (Лисичка), сильный и гибкий баритон Петра Соколова (Егерь), звучное меццо Алены Романовой (лис Златогривек, возлюбленный лисички Остроушки), зычный бас Олега Банковского (браконьер Гарашта). Ряд артистов исполняют двойные партии (людей и животных), отлично справляясь как с игровым моментами, так и со сложными ансамблями оперы – Сергей Петрищев (Учитель и Комар), Александр Цилинко (Пастор и Барсук), Зарина Самадова (жена Егеря и Сова), Андрей Панкратов (Пасек и Дятел) и др. Всех без исключения солистов отличает неправдоподобно четкая дикция, что здорово облегчает публике знакомство с новым для нее произведением. Самое главное, что несмотря на всю заковыристость опуса (и музыкально, и сюжетно), в игре и пении артистов совершенно не ощущается непосильного труда – плавность течения музыки, легкость повествования, гармония и естественность безраздельно царят в зале уникального московского театра.

Александр Матусевич

Вернуться к списку новостей