В октябре в столице прошла очередная конференция Ассоциации музыкальных театров России – представительный форум музыкально-театральной общественности нашей большой страны и стран ближнего зарубежья. Ассоциация впервые заявила о себе более десяти лет назад, объединив несколько десятков музыкальных театров на просторах бывшего СССР, но первоначально ее деятельность была не слишком заметна. С приходом в 2014 году на пост руководителя Ассоциации выдающегося современного режиссера Георгия Исаакяна, ныне возглавляющего московский Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, её жизнь по-настоящему забурлила. За неполных два года проведено уже несколько интереснейших форумов, где люди музыкального театра – руководители, режиссеры, завлиты – могут обмениваться мнениями, узнавать что-то интересное и полезное, перенимать опыт друг друга, а также два полноценных музыкальных фестиваля «Панорама музыкальных театров России». На последний – надежда особая, поскольку именно музыкальный театр нуждается сегодня в консолидации и утверждении своей самости, уникальности, исключительности. Не секрет, что Всероссийский театральный фестиваль и конкурс «Золотая маска» - главная театральная соревновательная институция страны, при всех его неоспоримых плюсах, форум сугубо театрально ориентированный, в недостаточной степени учитывающий специфику музыкального театра – оттого и нередки были ранее различные курьезы на этом фестивале по части оперы, оперетты, мюзикла и пр. Безусловно, музыкальному театру нужен собственный смотр, демонстрация собственных достижений в российской столице, а в перспективе и в других городах страны.

Сегодня Ассоциация объединяет четыре десятка музыкальных театров из таких российских городов как Москва, Петербург, Пермь, Новосибирск, Самара, Саратов, Ростов, Омск, Красноярск, Иркутск и др., среди зарубежных участников – театры Казахстана, Украины, Азербайджана, Молдавии. Постоянно пополняется число участников этого объединения: недавно к нему присоединились Краснодарский музыкальный театр и Дагестанский театр оперы и балета, а на нынешнюю конференцию впервые прибыли представители Донецкого музыкально-драматического театра и Музыкального театра Крыма. Последнее связано не только с недавнишними геополитическими изменениями на постсоветском пространстве (вхождением Крыма в состав России и фактическом отделении восточных регионов от Украины) – Ассоциация все годы своего существования была открытым форумом для всех, она не ограничивала себя не только Россией, но и постсоветским пространством, в ее работе всегда активное участие принимали гости из дальнего зарубежья, как было и на нынешнем форуме. Организационную и творческую поддержку нынешней конференции оказали Министерство культуры России и Союз театральных деятелей России, творческими партнерами АМТ выступили Ассоциация театров для детей и юношества «Асситеж», известные международные театральные сообщества «Опера Европа» и «РЕСЕО».
Нынешняя конференция была посвящена знаменательному юбилею одного из интереснейших музыкальных театров России – знаменитый Театр Сац празднует свой полувековой юбилей. В этой связи и тематика конференции была явно с «детским» уклоном, а в дискуссиях и семинарах приняли участие главным образом те, кто интересуется и профессионально занимается именно работой с детской аудиторией.

Основной площадкой конференции явился, конечно же, как и в прошлые разы, Театр Наталии Сац, но особенностью осенней конференции явилось то, что наряду с «главным пространством» мероприятия проходили и в других московских театрах – в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в «Геликон-опере» и в Театре оперетты. Кроме открытия фестиваля, когда все его участники были собраны вместе на Малой сцене Театра Сац, конференция фактически была разделена на два самостоятельных потока. Первый был представлен директорами и руководителями театров, которые занимались текущими организационными и юридическими вопросами, а также отсматривали презентационные проекты молодых композиторов и режиссеров. Во второй поток вошли все остальные – завлиты, гости, музыкальные критики и пресса, для них проводились практические семинары, круглые столы, тренинги и мастер-классы, был организован обмен мнениями, проводились дискуссии и обсуждения увиденного и услышанного.

На открытии конференции выступили руководитель ассоциации Георгий Исаакян, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, главный режиссер петербургского театра «Зазеркалье» Александр Петров, художественный руководитель Ростовского музыкального театра Вячеслав Кущев, генеральный директор Свердловского театра музыкальной комедии Михаил Сафронов, директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев, заведующая педагогической частью Театра Сац Роксана Сац. Все они говорили о нужности Ассоциации как открытой площадки для обмена мнениями, своего рода дискуссионного клуба, а также некоего организующего начала, способного объединить усилия музтеатров и способствовать развитию этого направления искусства. Тут же в ряды ассоциации «попросилась» директор московской школы № 324 «Жар-птица» и руководитель фестиваля школьных музыкальных театров «Содружество» Елена Зотова, где реализуется программа музыкального развития школьников, - Ассоциация прирастает и такими «нестандартными» участниками.

Вслед за открытием состоялось интереснейшее выступление перед участниками конференции американской исследовательницы Манон ван де Уотер. Госпожа Уотер – театровед, профессор Университета штата Висконсин (г. Мэдисон), руководитель программы детского театра кафедры театра и драмы. Одна из ее основных тем – судьба и творческое наследие Наталии Ильиничны Сац: она в деталях изучила перипетии ее жизненного пути, в котором отразилась непростая история России прошлого века. В итоге получилось великолепное исследование – самая полная и объемная монография о Н. И. Сац, которую Уотер представила в виде доклада, сопроводив демонстрацией уникальных фотоматериалов из архива семьи Сац и Детского музыкального театра.

Параллельно с докладом Уотер в кабинете Н. И. Сац заседали руководители музыкальных театров России. Темы их встречи – актуальные проблемы российских музыкальных театров и международное сотрудничество по линии «Опера Европа», а модераторами выступили Георгий Исаакян и Дмитрий Сибирцев.


Вечером первого дня участникам конференции была представлена новая работа Театра Сац – премьера спектакля «Лисичка. Любовь» в постановке Г. Исаакяна по знаменитой опере чешского классика Леоша Яначека «Приключения лисички-плутовки». Эту работу, ставшую интересной и значительной для театра, режиссёр адресует в первую очередь подросткам, которые постигают мир по-новому, сталкиваясь с первыми сильными чувствами и первыми разочарованиями. Специальная редакция партитуры, сделанная музыкальным руководителем постановки Евгением Бражником, продемонстрировала качественное и вдумчивое исполнение. 

Во второй день конференции на Малой сцене Театра Сац практический семинар вели гости из Германии. Вера Штробель и Дагмар Домрёз из берлинского театра «o.N» рассказали о своем богатом опыте работы с детской аудиторией. Основной принцип этого существующего с 1979 года (то есть возникшего еще в бытность ГДР) театра – параллельное развитие этики и эстетики, активный процесс адаптации юного зрителя в театральном пространстве. Причем любого зрителя – в том числе из самых неблагополучных районов немецкой столицы. Главный инструмент в театре – принцип диалога, интерактив со зрителем – любым: вновь пришедшим или уже ставшим своим.

Параллельно немецкому семинару в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко проводилась презентация сочинений молодых композиторов. Идея возникла в прошлом году, когда на предыдущей конференции демонстрировались работы молодых режиссеров. Были представлены следующие авторы и сочинения: Татьяна Шатковская-Айзенберг с одноактными операми по Чуковскому «Краденое солнце» и «Федорино горе»; Вячеслав Одаховский с оперой-балетом «Царица пчёл»; Иван Гостев с оперой для школьников «Данко»; Олеся Евстратова с балетом «Алиса в стране чудес»; Артём Васильев с балетом «Чарли и Мария»; Анна Фомина с оперой «Мио, мой Мио»; Сергей Зятьков с менестрельной музыкальной сказкой «Окассен и Николетт»; Антон Светличный с мюзиклом «Неточка Незванова»; Сергей Беляев с мюзиклом «Крошка Цахес»; Мстислав Пентковский с оперой «Брундибар». Демонстрация новый произведений вызвала живейший интерес присутствовавших, а несколько авторов сразу получили конкретные предложения на постановку. Больше всех повезло «Неточке Незвановой», которую ожидает постановка в Свердловском театре музыкальной комедии, и операм по Чуковскому, которые вскоре появятся в афише Саратовского театра оперы и балета.

До презентаций молодых композиторов опять же в Театре Станиславского руководители российских музтеатров обсудили итоги Второго фестиваля АМТ в Москве и программу и сроки проведения Третьего фестиваля, который пройдет в столице весной 2016 года. Вечером того же дня в «Геликон-опере» состоялся практический семинар для руководителей театров по теме «Практика реконструкции театров», где главным докладчиком был, разумеется, Дмитрий Бертман, не без гордости демонстрировавший гостям изыски нового-старого дома «Геликон-оперы» на Большой Никитской улице.

В этот же день состоялся интереснейший круглый стол на тему «Искусство и потребитель – соединяйтесь!», на котором модератором выступила заместитель директора петербургского театра «Зазеркалье» Татьяна Чернова. Заседание оказалось дискуссионным, оно подняло очень наболевшие вопросы соотношения коммерческой выгоды и художественного результата. «Ведь ориентация на кассу и коммерциализация искусства – это не только российская, но общемировая проблема. На фоне таких процессов держать просветительский пафос очень непросто. Как и насколько это возможно?» - эти вопросы и попытки ответов на них звучали в рамках данного круглого стола.

Не менее насыщенным был и третий, заключительный день конференции. На Малой сцене Театра Сац практические семинары продолжили немецкие коллеги. Знаменитый театральный художник Эрнст Гейдебрехт неформально и увлекательно рассуждал о месте сценографии в современном театре, настаивая на том, что сегодня не стоит резко отделять режиссера от художника. Гейдебрехт высказал немало критических замечаний в адрес бездумного, эпатирующего экспериментаторства в современном театре, чем сегодня сильно грешат театры как Германии, так и России.

Актриса и кукловод Идуна Хеген предложила всем участникам интересный интерактив, игру, основанную на импровизации и творческих заданиях. Серьезная публика конференции имитировала прилет мухи, разговаривала с воображаемой таксой, а затем из обрезков газет клеила фантазийных существ, давая им впоследствии имена и придумывая для каждого свою историю. «Главное раскрепостить человека – ребенка или взрослого, заронить ему в голову интерес, и тогда все получится», - констатировала Хеген.
Одновременно с экзерсисами немцев в Театре оперетты проходила презентация молодых режиссеров, организованная кабинетом оперетты и мюзикла Союза театральных деятелей России. Молодые постановщики имели возможность поработать с мастерами опереточного жанра и приготовить с ними фрагмент задуманного спектакля. Были представлены следующие работы: «Питер Пэн» (Анна Морозова, Новосибирск), «Москва, Черемушки» (Александр Лабырич, Петербург), «История Льва Алоиса» (Мария Литвинова, Москва), «Пять планет Маленького принца» (Дмитрий Гаркави, Иваново), «Морозко» (Александр Суворов, Нижний Новгород), «Герда» (Вячеслав Осьминин, Москва), «Золушка» (Сергей Плешак, Петербург). Все заявленные работы оказались яркими и интересными, некоторые явились абсолютными новациями (например, «Маленький принц», который никакого отношения не имеет к Экзюпери), другие – современными версиями известных сказок, оформленными в стилистике академического мейнстрима.

Исключительный интерес представила творческая лаборатория «Инновационные формы работы с молодежной аудиторией. Из опыта Свердловской музкомедии». Татьяна Смирнова, заместитель генерального директора по развитию, поделилась секретами привлечения нового зрителя, удержания старого, работы в соцсетях, организации продажи билетов и много какими еще животрепещущими темами.
На закрытии конференции подвели итоги. Констатировали необходимость поиска как новых форм, так и новых талантов – руководители театров должны помогать молодым, юным композиторам и режиссерам. Необходимо создавать новый репертуар и самый провал здесь – спектакли для подростков, каковых пока создается ничтожно мало. В отношении перспектив ассоциации все участники были единодушны – дело нужное, дело правильное: российская музыкально-театральная общественность и профессиональное сообщество должны иметь такой форум, дискуссионную площадку, пространство для обмена опытом.

Александр Матусевич

Вернуться к списку новостей