Объявленная и приуроченная к юбилейному году П.И. Чайковского опера «Иоланта» была представлена на Исторической сцене Большого театра, на этот раз, в паре с сюитой на музыку балета «Щелкунчик». После недавней одиозной постановки на той же сцене «Пиковой дамы», после унылой «Кармен» там же, ожидать чего-то прорывного, или хотя бы достойного прославленной сцены как-то не получалось.

Занавеса на сцене не было, а зрители с недоумением обозревали некую конструкцию, уместную, пожалуй, на даче. Где-то это уже было. Действительно, вспомнился «Онегин» в прошлом сезоне от Михайловского театра, где всё действие развивалось в постройке такого знакомого всем дачного типа. Имеет место или заимствование, или навязчивая идея при выборе художественного решения в постановке опер Чайковского.

Хотелось бы отвлечься от поступательного развития действия на сцене Большого театра, а сказать, пожалуй, о главном, о том, что осталось после спектакля. Это, конечно же, текст, который, кстати, прозвучал практически у всех исполнителей вполне разборчиво, да ещё был представлен в титрах на двух языках.

И тут память обращает нас к истокам, а это повесть датского писателя Генриха Герца «Дочь короля Рене». Время действия в повести – XV век. Место действия – Прованс, замок короля Рене. Как писал сам композитор, повесть очаровала его поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов. Уже тогда, а было это в 1883 году, композитор дал себе слово когда-нибудь положить этот сюжет на музыку. К осуществлению этого замысла он приступил в 1891 году. Опера на предложенный сюжет была заказана композитору Мариинским театром вместе с балетом «Щелкунчик».

Либретто написал Модест Чайковский, брат композитора. Оно очень понравилось Петру Ильичу и, как отмечал композитор, стихи местами очень красивы. Сочинение оперы шло на фоне поездок в Европу, а также в Америку. Это были дни большого успеха, триумфа композитора. Были и грандиозные впечатления, например, от поездки на Ниагарский водопад. Таков был эмоциональный фон во время работы над оперой «Иоланта», премьера которой состоялась в 1892 году на сцене Мариинского театра.

И вот теперь мы слышим и эту музыку, и стихи, столь отмеченные композитором. На сцене лишённая зрения юная Иоланта – Динара Алиева задаёт свой первый вопрос: «Чего-то мне недостаёт…Чего? Хотела бы я знать». Юная дева окружена заботой, лаской, любовью подруг, близких ей людей, но у неё появляется жажда быть полезной им, чем-то отплатить за их любовь. Это настроение в сконцентрированной форме звучит в ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала…»

Исполнительнице партии Иоланты сопрано Динаре Алиевой удалось передать в этой арии трепетное беспокойство, ощущение жизни, которая совсем рядом с героиней. Жизнь, которая манит её к себе, но неизвестна ей. Эта жизнь очень близко от неё, и героиня полна желания узнать тайну, приобщиться к ней.

Иоланта - Динара Алиева. Кадр из программы т/к "Культура"

Зрители оказались свидетелями подлинного пробуждения души юной героини, приобщения её к тайнам бытия. Уже задан вопрос Иолантой: «Чем я могу вам отплатить за вашу дружбу?» Да, это вопрос уже о смысле бытия! Высокие мотивы, обитель духа.

Жизнь земная полна своих забот. Отец Иоланты, король Рене, появляется с врачом Эбн-Хакиа, который должен исцелить Иоланту. Партию короля Рене исполнил бас Михаил Казаков, пожалуй, лучший исполнитель басового репертуара в Большом театре. Ария короля Рене «Что скажет он? Какой ответ произнесёт его наука?» была исполнена с такой подлинной экспрессией, с такой мукой ожидания решения судьбы любимой дочери, с такой правдой жизни, что этот момент в опере встал в ряд лучших в этом спектакле!

Истина пришла с Востока! Мавританский врач Эбн-Хакиа – Валерий Алексеев возвещает условия исцеления, но обещать не может…Король Рене в отчаянии, но врач даёт главный свой совет: «На свете нету впечатленья, что тело знало бы одно…» Необходимо пробуждение души: «Когда появится сознанье великой истины в уме, …тогда возможно, что желанье пробудит свет в телесной тьме». Здесь можно говорить о том, насколько глубоко и насыщено содержание этого произведения П.И. Чайковского!

Настаёт время появления на сцене двух молодых рыцарей Роберта и Водемона. Один из них, Роберт, не видит света, для него кругом темно. Второй же, напротив, свет видит, для него всё вокруг – рай. Партию Роберта, герцога Бургундского, исполнил баритон Андрей Жилиховский, обладатель красивого голоса. В вокальном отношении партия сделана вполне достойно, но артистически исполнение недостаточно выразительно при всей красоте голоса. Что касается партии Водемона в исполнении екатеринбургского тенора Ильгама Валиева, то здесь, как в печальных случаях: или хорошо, или ничего. В данном конкретном случае – ничего.

В сложившейся ситуации, действуя по обстоятельствам, вся нагрузка легла на Иоланту – Динару Алиеву. Исполнительнице главной партии удалось передать нарастающее волнение, страх перед неизвестностью, жажду познания нового. На свой вопрос: «Рыцарь, что такое свет?» Иоланта даёт сама ответ: «Чтоб познать красу вселенной, рыцарь, мне не нужен свет…» Эти стихи в сочетании с музыкой звучали торжественными гимнами жизни, красоте, любви. Сила любви, наполнившая душу Иоланты, помогла ей преодолеть и другие препятствия в её судьбе. Иоланта прозревает со словами: «О, как чудно! Как светло!... Я пред тобою, Боже!» Действие заканчивается всеобщим ликованием и хвалой Всевышнему, творцу Вселенной.

Обращаясь к особенностям сценического воплощения этого произведения в Большом театре, хотелось бы узнать, почему сценографы, художники-постановщики пренебрегли указаниями, с которых начинается либретто? А ведь там сказано, как всё должно быть: красивый сад с роскошной растительностью. Павильон в готическом вкусе. Кусты цветущих роз на авансцене. Что мешало сделать постановку такой, какой видел её Чайковский? Ведь спектакль был задуман к юбилею композитора…

Вместо этого скромное реечное сооружение, «глубокомысленно» разделённое на чёрную и белую половины. Костюмы персонажей, может, и соответствуют современным дизайнерским находкам в сфере удобной, экологичной одежды для дома или загородных прогулок, но у нас-то король, рыцари, дочь короля…

Странно было видеть рыцарей Роберта и Водемона, исполняющими свои коронные арии, взгромоздившись на стульчики, да ещё и со свечами в руках зачем-то. А бутылка с вином в руках у Водемона? Откуда она взялась? По тексту должны быть кубки. Времена-то рыцарские.

И опять приходится просить прощения у нашего гения за этот постановочный «шедевр» на сцене Большого театра. Не помог улучшить ситуацию и оркестр под управлением дирижёра Антона Гришанина. Музыка сюиты «Щелкунчик» прозвучала довольно тускло и невыразительно. Не было единства исполнителей и оркестра в опере, подчинённого сильной воле дирижёра. Вялость и неуверенность, поселившаяся с начала спектакля, так и прошествовала до конца его.

Оперу вынесла на своих хрупких плечах великолепная исполнительница титульной партии сопрано Динара Алиева. Вокально и сценически певица представила свою героиню необычайно тонко продуманной во всех положениях роли. Партия Иоланты в исполнении Динары Алиевой свидетельствует о дальнейшем художественном совершенствовании прекрасной певицы.

Людмила Краснова

Вернуться к списку новостей