В веренице громких музыкальных юбилеев этого года 80-летие со дня рождения Арво Пярта, одного из самых интересных композиторов современности, рисковало в России пройти незамеченным, если бы не фестиваль «Зеркало в зеркале». Он проходил с 27 сентября по 9 октября в Москве.

Фестиваль открыли два концерта в консерватории. Приехавший из Эстонии ансамбль «Hortus Musicus» под руководством Андреса Мустонена – давнишние друзья и соратники Пярта, для которых композитор написал немало сочинений. Так, известная во многих вариантах и переложениях для разных составов пьеса «Fratres», которой «Hortus Musicus» завершил свое выступление в Москве, была написана Пяртом именно для этого ансамбля.

Коллектив порадовал столичную публику дневным концертом в Малом зале, программа которого состояла преимущественно из сочинений 1970-х годов. Именно в это время Пярт уходит от радикального авангарда, находит собственный стиль и называет его tintinnabuli («маленькие церковные колокола»). Tintinnabuli - удивительное и редкое сочетание простых звуковых элементов (гаммообразных пассажей и трезвучий) и сложнейшей их организации. Каждая нота в произведении всегда четко выверена и находится на своем месте, от чего создается эффект абсолютной естественности звучания. В своем стиле Пярт опирается и на старинную музыку, и на современные композиторские техники. В сочинениях отсутствуют мощные динамические контрасты, а изящная мелодическая линия целиком захватывает и удерживает внимание слушателя до последней тоники.

«Hortus Musicus», великолепно сложенному ансамблю, для звучания которого характерны чистейшие интонации всех инструментов и идеальный звуковой баланс, пришлось бороться с периодически врывающимися из консерваторских коридоров звуками ремонта, которые то и дело мешали слушателям погрузиться в медитативное состояние восприятия музыки. Ансамбль вышел из этой неравной битвы абсолютным победителем, сорвав громкий шквал аплодисментов и криков “браво”.

Программу вечернего концерта в Большом зале консерватории составили оркестровые и хоровые сочинения (с солистами и без). Исключением стала органная пьеса «Trivium», которую Евгения Кривицкая исполнила на позитиве, поскольку большой орган сейчас находится на ремонте.

Концерт открыли два сочинения на духовные тексты - церковнославянская «Богородице Дево» и латинский «De pacem Domine» – в исполнении Камерного хора Московской консерватории (дирижер – Александр Соловьев). Заявленная духовная линия продолжилась в «Плаче Адама» и франкоязычном «L`abbe Agathon», в котором прекрасно солировала Анастасия Белукова.

Во втором отделении залихватская пьеса «Perpetuum mobile» своим мощным темпераментом потрясла зал. Надо отдать должное медной группе консерваторского Симфонического оркестра: она прозвучала на редкость чисто и слаженно. Завершило концерт трагическое «Lamentate», написанное для фортепиано с оркестром. Солировавший Александр Любимов играл тонко и экспрессивно, позволяя фразам дышать естественно – так, чтобы у слушателя было «время подумать, как бы прожить их», научиться слышать как бы «между строк», отрешившись от мирской суеты.

Философская глубина, медитативность и бесконечная грусть со множеством оттенков и градаций, характерные для музыки Пярта, проявили себя в полной мере. Во многом благодаря маэстро Андресу Мустонену, который уверенно продирижировал Камерным и Симфоническим оркестрами Московской консерватории, держа их в абсолютной строгости.

Творчество Арво Пярта, одного из самых популярных живых классиков, полно противоречий: композитор умело сочетает редчайшую чистоту и прозрачность звучания с мощной оркестровкой и сложными техниками, добиваясь тем самым изысканной неповторимости. Его творчество – красноречивое доказательство того, что современная музыка способна быть интересной и простой.   Но почему-то она звучит в России не часто. Фестиваль «Зеркало в зеркале» – яркая и убедительная попытка исправить эту несправедливость.

Наталия Сергеева

Фото: Елена Квита

Вернуться к списку новостей