Мария Юрченко о свежих премьерах на драматической сцене, в которых музыкальное сопровождение интереснее, чем постановка…

 

Театр имени Ермоловой открыл свой 90-й сезон спектаклем по пьесе Эрдмана «Самоубийца» про то, как человек задумал свести счеты с жизнью, чем привлек внимание представителей всех институтов города. Российский молодежный театр стартовал с еще более современным материалом. Сочинение известных сценаристов Петра Луцыка и Алексея Саморядова «Северная Одиссея» рассказывает о том, как на заре перестройки русские полярники искали Чукотку, а случайно забрели в Америку, где проявили все известные черты национального характера.

Что касается «Самоубийцы», то многообещающий советский драматург Николай Эрдман написал пьесу в конце 20-х годов и пролетел, как говорится, мимо кассы. Специфическая ирония, неоднозначное изображение реалий общественной и политической жизни того времени повергли сочинение в немилость. А вердикт вождя – «Она пустовата и вредна» – фактически оборвал карьеру драматурга. Впоследствии Эрдман работал преимущественно в кино. Все тогдашние попытки поставить пьесу на театральных подмостках – от Станиславского до Мейерхольда – остались безуспешны. Впервые «Самоубийца» была опубликована в СССР лишь в 1987 году. К тому времени она уже свыше десяти лет активно ставилась на европейских сценах.

В центре сюжета – безработный обитатель коммунальной квартиры Семён Подсекальников (Александр Кудин), который живет вместе с женой Машей (Кристина Асмус) и ее матерью Серафимой Ильиничной (Елена Силина). Мучаясь от собственной несостоятельности и косых взглядов тещи, доведенный до отчаяния молодой человек решает застрелиться. Новость быстро расходится по округе, и вот уже в дом к Подсекальниковым выстраивается целая очередь состоятельных людей с интересным предложением – умереть не просто так. В это время пронырливый сосед по комнате Александр Петрович Калабушкин устраивает лотерею – чью предсмертную записку вытащит Подсекальников, за ту идею он и возьмется умирать.

Словом, история на все времена. Ибо умереть за власть или в знак протеста, за вечно убывающую русскую интеллигенцию, святое искусство и, уж конечно, любовь никогда не поздно. Режиссер постановки Денис Азаров и художник Дмитрий Горбас придумывают интересное решение, ужимая место действия в несколько раз. Подсекальниковы ютятся в разукрашенной передвижной коробке, где с трудом умещаются кровать, кухонный стол, два табурета, комод, тумбочка. Примечательно, что с уменьшением натуральной величины, остаются неизменными пропорции, что придает всей игрушечной обстановке ностальгическую подлинность.

В этой коморке все выглядят неловко и комично, особенно тучный Калабушкин (Борис Дергун) и его высоченная пассия Маргарита Ивановна (Екатерина Любимова). Две боковые двери ведут в воображаемые комнаты и внешний мир, подсвеченный синим светом и населенный странными персонажами. Среди них – танцующий юноша с веслом (Даниил Могутов), карикатурный страж порядка и девушка в блестящем платье. Оставшееся свободное пространство сцены они заполняют безмолвными перемещениями.

Герои, за исключением Подсекальниковых, носят белый клоунский грим и аляповатые наряды по моде 30-х. Это плачевно сказывается на художественном облике спектакля – в первую очередь разрушая его условно-сюрреалистичную шкатулочность. А учитывая склонность некоторых артистов к переигрыванию, действие местами напоминает стародавний ситком «Деревня дураков».

Впрочем, балаганность тут присутствует и в хорошем виде. Композитор Вадим Каверин сочинил для постановки замечательную музыку в духе бродячего кабаре. На сцене – живой ансамбль музыкантов: аккордеон, контрабас и духовые. Очаровательная Коломбина со звонким сопрано поет ариетку во французском стиле. Исполнительница – Христина Зайфиди (она же девушка в блестящем платье), выпускница Академии хорового искусства им. Попова, солистка Костромской филармонии, участница многих театральных проектов.

Пока музыкальная процессия озвучивает трагедию Подсекальникова песенками из репертуара Пьеро, на сцене готовятся к заупокойной мессе: сюда выезжают могильные плиты с выгравированными именами, а за ними вырастает мрачный абрис кремлевской стены. Режиссер пытается что-то сказать сегодняшнему дню, но получается банально. Раздумавший умирать Подсекальников надевает молодежные джинсы и футболку, выходит в зрительный зал и оттуда вещает своим подстрекателям о чуде простой и тихой жизни.

Совсем другой по настроению спектакль Екатерины Гранитовой «Северная Одиссея» в РАМТе. За основу постановщики взяли киносценарий Петра Луцыка и Алексея Саморядова с беспроигрышным в наших широтах сюжетом – приключения русских в Америке, да еще и на заре перестройки, когда перемены в жизни были связаны с самыми радужными ожиданиями. Недаром еще до начала спектакля на заднике крупным плакатным шрифтом появляются слова: «Перестройка», «Гласность», «Горбачев». Однако место действия не продвинутая столица, где все менялось бурно и стремительно, а заснеженная сибирская глубинка.

Опытный полярник Александр Степанович Сафронов (Александр Доронин) получает задание перевезти через тайгу сто тридцать две канистры спирта. Это сулит хороший заработок, поэтому, несмотря на протесты беременной жены, Сафронов собирает экспедицию и отправляется в путь. По дороге они встречаются с новыми властителями края – Митрофаном Сковородниковым (Александр Гришин), объявившим себя «наместником Сибирским», и его бандой. Договорившись о «налоге» на товар, все вместе весело коротают время за распитием коньяка и просмотром американского кино «для взрослых». А наутро Сковородников по-братски дарует Сафронову пять людей из своего отряда.

Попадая под обстрел, караван теряет большую часть товара и своих напарников. В итоге вместе с Сафроновым остаются трое – юный Николай Смагин (Дмитрий Бурукин), якут Андрей Потемкин (Владислав Погиба) и митрофановский вояка Филипп Ильич Махотин (Олег Зима). Товарищи держат курс на Чукотку, однако сбиваются с пути и волею судеб оказываются в Аляске. Ну а дальше события развиваются в духе отечественной киноклассики по следующей программе: успеть хлебнуть красивой жизни, натворить дел и вернуться на родину целыми и невредимыми, прихватив с собой иностранную красотку.

Спектакль делится на два акта – романтичный сибирский и мишурно-мюзикальный американский. Художник Росита Рауд придумала воздушную декорацию, которая движется на вращающемся круге. Схематичные сечения произвольной формы имитируют снежные сугробы, а легкие деревянные конструкции с полозьями напоминают ездовые сани-нарты. Поворачиваясь во втором акте другим ракурсом, композиция с легкостью превращается в одноэтажную Америку (огни большого города сияют где-то вдалеке).

Все время на сцене находятся музыканты во главе с композитором Петром Наличем. Для популярного артиста это первый опыт работы на театральной сцене и весьма успешный. Музыка относится к сильнейшим достижениям спектакля. Налич не только дирижирует, но и сам исполняет вокальные партии. Для «Одиссеи» он сочинил настоящий саундтрек с музыкальными темами, лейтмотивами и хитами, врезающимися в память. Кроме того, музыкант плодотворно поработал с русской этнической традицией и классическими американскими стилями – от блюза до Бродвея.

Композитор и музыкальный руководитель постановки – Петр Налич. Фото с репетиции

Материала хватит на запись полноценной пластинки, которую, без сомнения, оценят поклонники певца. А вот постановщики явно просчитались, подчинив ход действия музыке. Обилие песен и танцев, подмена драматических приемов хореографическими создают ощущение третьесортного мюзикла с невнятной интригой и слабой реализацией. В конечном итоге авантюрная затравка первой части сводится в финале к пересахаренной мелодраме и типичному набору шуток про шальных русских. В целом спектакль добрый и веселый – отлично подойдет для похода в театр всей семьей!

Материал подготовила Мария Юрченко

 

 

Вернуться к списку новостей