Гостем прямого эфира радио «Орфей» стал заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю. Силантьева, Александр Клевицкий. Беседа была посвящена предстоящему 70-летнему юбилею знаменитого коллектива.

Александр Клевицкий: "У оркестра Силантьева сейчас очень почтенный, зрелый возраст. К своему юбилею оркестр подошел во всеоружии: в хорошем физическом и духовном состоянии. Главным признаком этого является наша востребованность сегодня. Новый сезон, который начался в сентябре, уже сейчас буквально расписан по минутам. Центральное место здесь занимает предстоящий юбилейный концерт, который пройдет в концертном зале «Россия» 15 октября при участии многих прославленных певцов нашей страны".

Наверняка, было время, когда вы слушали оркестр Силантьева, но еще даже думать не могли, что возглавите его. С какими чувствами вы наблюдали за ним тогда?

Когда я только пошел учиться в Московскую хоровую капеллу мальчиков, я уже знал, что буду художественным руководителем этого оркестра. И действительно вышло именно так, хотя в моей судьбе ничто не предвещало этого. Но мне в жизни много раз везло. Однажды я познакомился с удивительным человеком, ведущим политиком, одним из самых уважаемых людей в нашей стране, Евгением Максимовичем Примаковым. Он занимал тогда пост президента Торгово-промышленной палаты. Мне в голову пришла идея создать при этой палате комитет по культуре. Евгений Максимович эту идею одобрил и поддержал. Но поскольку проект осуществлялся в рамках Торгово-промышленной палаты, то должен был присутствовать какой-либо вид бизнеса. Поэтому мы учредили комитет по предпринимательству в сфере культуры. Мне пришлось приглашать разных деятелей, которые были связаны с культурой и в то же время знали экономику. Однажды мне порекомендовали пообщаться с Ириной Анатольевной Герасимовой, которая только недавно возглавила РГМЦ. Мы познакомились, и я сказал, что если вам когда-нибудь понадобится руководитель оркестра и дирижер, я брошу все и возглавлю коллектив. Потому что больше всего мне хотелось заниматься именно этим. Прошло довольно много времени. Ушел руководитель, который был до меня, композитор Мурад Кажлаев. Встал вопрос, кто встанет на это место. Было очень много кандидатур: почтенные дирижеры, руководители других коллективов. Ирина Анатольевна позвонила и сказала, что моя кандидатура тоже рассматривается. Сейчас прошло больше 10 лет, а я до сих пор благодарен Ирине Анатольевне и счастлив, что в моих руках этот оркестр. За это время удалось поризвести тотальный ребрендинг, потому что оркестр достался мне в очень печальном состоянии. Когда я пришел на первую репетицию, на меня смотрели 32 пары голодных несчастных глаз людей, чей возраст составлял около 70 лет. Состав был очень старый по возрасту. Играли они в основном музыку Мурада Кажлаева. Он хороший композитор, но оркестр растет, когда играет разнообразную музыку. Тогда этого не было. За эти годы моего руководства оркестр сыграл огромное количество разнообразного репертуара. Мне пришлось провести оркестр через классику, джаз, джаз-рок, рок-музыку. Кроме того, я выпестовывал музыкантов. В итоге, в оркестре сложился костяк из профессионалов высочайшего уровня, которые держатся за ту идею, которую я предлагаю. Несмотря на небольшие оклады, музыканты всегда приходят на репетицию. За эти годы я ни одного раза не позволил себе опоздать или пропустить репетицию. В одном интервью я сказал, что у меня роман с оркестром. И это действительно так. Мы друг друга очень любим. Для меня оркестр – это семья. Отношение изначально очень доброе. Прекратились все дрязги, нет никаких интриг. Мы все единомышленники, семья. Мы вместе достигаем поставленных задач. Но при этом я очень деспотичный и требовательный к исполнительскому мастерству каждого участника.


Откуда в вас эти качества? Это личное или приобретенное?

Изначальное образование в Хоровой капелле мальчиков предопределило всю мою дальнейшую жизнь. Огромная работоспособность (я готов работать 25 часов в сутки) появилась именно благодаря этому. В капелле мы целыми днями варились в музыкальном бульоне с огромными физическими нагрузками.

Расскажите о грядущем концерте в концертном зале «Россия».

Я решил, что поскольку это юбилей, в нем должны принять участие те солисты, которые когда-либо выступали с оркестром, те люди, которые за работали с нами. Я имею ввиду и композиторов тоже. Ведь здесь «родились» Александра Николаевна Пахмутова, Евгений Павлович Крылатов. Они все начинали именно в оркестре под управлением Юрия Васильевича Силантьева, а сегодня мы продолжаем этот путь. Конечно, прозвучат их произведения. Многие артисты тоже начинали здесь. Например, Иосиф Давыдович Кобзон, Лев Валерьянович Лещенко. На концерте выступят также молодые солисты, которые сейчас становятся известными. Будет Нина Шацкая, которую я помню еще когда ей было лет 18. Будет Андрей Солод, который является солистом нашего оркестра. Будут звучать и эстрадные песни, которые уже стали классикой, и советская песня, которую мы хотим сохранить.

Из ваших произведений что-нибудь прозвучит на концерте?

У меня довольно скромное отношение к собственной персоне. На стороне многие музыканты играют и поют мои сочинения, и я стараюсь не злоупотреблять служебным положением. Но получается довольно забавно, когда ко мне подходят музыканты и спрашивают, когда мы будем играть что-нибудь из моих произведений. Я всегда отвечаю: «Ну что-нибудь, наверное, сыграем». Так будет и на юбилейном концерте.

Как вы сочиняете музыку? На компьютере или традиционным способом?

Сейчас стал больше использовать больше компьютер, но у меня всегда был интерес к акустической музыке, я прекрасно знаю, из чего состоит оркестр и как правильно писать партитуру. Мое большое счастье, что когда я еще учился в капелле, неподалеку от нас находился музей Скрябина, где стоял синтезатор «АНС». На этом синтезаторе работал Эдуард Артемьев, наш замечательный композитор. Меня тогда очень заинтересовало электронное звучание. Я часто экономил, чтобы купить какую-нибудь железку. Сначала купил электрогитару, которая стоила 15 рублей (это были огромные деньги для школьника) и научился на ней играть. Потом купил усилитель КИНАП, вставлял в него гитару и получал неимоверно жуткое звучание.
Научился играть на электрооргане, меня часто приглашали в разные коллективы. Я считался тогда одним из модных органистов, мне нравилось экспериментировать. Сегодня соединение знаний в области электронной и акустической музыки позволяет создавать интересное звучание, в том числе и в оркестре. Например, с с духовыми инструментами я использую вокодер. Получается очень необычный эффект.


Вы преподаете? Учите тому, чем сами владеете?

Официально я преподавал в своей жизни дважды. Первый период был в начале 80-х. Я тогда работал в популярном ВИА «Добры молодцы», который исколесил всю страну. И когда я уже устал от гастролей, меня пригласили преподавать в гнесинское училище. Там я вел классы аранжировки, ансамбля и дирижирования. Проработал около трех лет, мне очень нравилось. Потом судьба изменилась, я ушел работать в Союз композиторов СССР. Познакомился со всеми яркими творцами того времени, застал самых известных песенных композиторов, многим делал аранжировки. Могу назвать себя носителем старой школы, которой уже нет.

Вы много пишете для кино. Расскажите, как попасть в то настроение, которое подразумевает режиссер?

В этом плане у меня большой приобретенный опыт. Я много работал в мультипликации, писал музыку для мультфильмов. Один из них даже завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Когда создается мультфильм, я не вижу никаких изображений, только сценарий и беседы с режиссером, и сам придумываю образы. А после режиссер говорит, нравится ему или нет. Современная техника позволяет писать образы сразу под картинку, и так получается точнее. Опыт в «Ералаше» помог мне в кино. Ну и знание большого количества музыки тоже.

Вернуться к списку новостей