Нынешний сезон для театра на Ломоносовском проспекте по всем фронтам юбилейный. Во-первых, двадцать лет отмечает сам театр. А, во-вторых, в начале октября 80 лет исполняется его бессменному худруку – всенародно любимому артисту Армену Джигарханяну. На сцене в связи с торжественной повесткой ожидается множество премьер. Среди них – возобновление спектакля «За двумя зайцами» по пьесе Михаила Старицкого, рок-опера про Жанну д`Арк «Белая ворона», документальный спектакль по письмам Шопена и Жорж Санд, «Жизнь господина де Мольера» Булгакова и театральный бестселлер всех времен «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса. К последнему наименованию Армен Борисович относится с особым трепетом. Роль Стэнли Ковальски на сцене Маяковки он играл без малого четверть века и теперь рассчитывает на хорошую постановку в своем театре.

К открытию сезона тоже подготовили премьеру. Спектакль «Чума на оба ваших дома» по одноименной пьесе Григория Горина поставил режиссер Сергей Виноградов. Сама история представляет собой сиквел трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Учитывая, что автор текста – практически наш современник, то беспощадный юмор и едкая ирония здесь только усиливают грани трагического.

Кирилл Анисимов (герцог Веронский)

В бесплотных попытках примирить враждующие кланы герцог Веронский (Кирилл Анисимов) решается на крайнюю меру. В его планах – породнить опостылевшие семейства. На выбор жениха со стороны Монтекки и невесты со стороны Капулетти он отводит ровно неделю. Представители обеих династий, само собой, не в восторге, но ослушаться герцогского приказа выйдет себе дороже. К тому же, если проявить фантазию, то можно обернуть дело в свою пользу – например, изящно насолить противнику, ударив по его репутации. Так, среди сплошь красивых и благородных Монтекки находится плутоватый и хромой гуляка Антонио родом из Неаполя (Ибрагим Гагиев). А Капулетти в свою очередь рады избавиться от непутевой племянницы Розалины (Татьяна Мухина), успевшей нагулять ребеночка по неосторожности. И хотя причиной тому весьма криминальный инцидент, судьба поруганной девушки не идет ни в какое сравнение, когда на кону честь Капулетти. Молодых долго уговаривать не приходится, ведь каждый из них знает свою выходу. Сметливый Антонио намерен получить богатое приданное и поскорее удрать с ним в Новую Индию. А Розалине не терпится связать себя узами брака до разоблачения своего уязвимого положения.

Оксана Голубева (синьора Капулетти) и Анатолий Кот (негоциант Джорджи)

Дело близится к счастливой развязке, но непредвиденные обстоятельства задерживают свадебное торжество на неопределенный срок. Оказывается, что дважды вдовец Антонио не совсем тот, за кого себя выдает: его первая жена, сбежав с молодым турком, перешла в мусульманство и с тех пор по церковным понятиям для него «умерла». Но чтобы доказать свое право на женитьбу ему необходимо заручиться справкой из епископата. За ней Антонио отправляется в Мантую, однако внезапно обрушившаяся эпидемия чумы отрезает всякое сообщение с женихом. А между тем герцог провозглашает будущее дитя своим крестником, и вот уже Монтекки и Капулетти готовы схлестнуться в новой схватке за право стать опекунами ребенка. Дело остается за малым – найти Розалине подходящего мужа. Благо на примете уже есть хороший кандидат – состоятельный негоциант, собственно биологический отец ребенка и образцовый мерзавец по имени Джорджи (Анатолий Кот). Расчетливым вельможам невдомек, что обрученные по принуждению Антонио и Розалина успели полюбить друг друга. А любовь в этих домах звучит как приговор, причем с большой вероятностью смертельный.

Судьба несчастных влюбленных снова положена на алтарь мелких интриг и тщеславных амбиций. Мысль автора проста – даже самое страшное горе не способно поменять людей к лучшему. На очерствение сердца уходят годы, и это результат собственных потерь, несбывшихся надежд и преданных чувств. Недаром в пьесе отец Монтекки и мать Капулетти оказываются бывшими возлюбленными, чья нежность еще теплится и напоминает о себе, но испепеленная душа жаждет только возмездия.

Алексей Анненков (Монтекки) и Анатолий Морозов (Капулетти)

Из насквозь сатирической фабулы рождается человеческая история, и артисты театра Джигарханяна играют ее с большим талантом. Антонио в исполнении Ибрагима Гагиева пленяет своим обаянием не только Розалину, но и добрую половину зрительного зала. Над каждой из его реплик можно хохотать до упаду, но актер старается не на потеху публике, а в первую очередь раскрывает типаж – эдакого балагура и дамского угодника. Сильная характерная роль отведена супруге Капулетти в блестящем воплощении Оксаны Голубевой. Актриса не скупится на гротеск, но вполне оправданный и безупречный. Зрители сходу увидят в ней черты, свойственные многим властным дамам. Неспроста в повседневной жизни эта героиня носит строгий мужской костюм с классическим жилетом.

На ее фоне супруг выглядит жалким тюфяком, во всем потакающим жене. Персонаж Анатолия Морозова преимущественно молчит и слоняется где-то на заднем плане. Зато не останется без внимания их дуэт с Монтекки – Алексеем Анненковым в начале второго акта. Два непримиримых врага впервые обмениваются дружеским рукопожатием, предварительно окропив руки карболкой (дело происходит в разгар чумы). С неподражаемой пылкостью артисты демонстрируют всю расположенность, на которую способны мужчины, стоит им только раскурить трубку мира.

Необыкновенно хороша и многогранна Татьяна Мухина в роли Розалины. Ей суждено соединить два мира – в одном не умолкает шумный карнавал, в другом – не прекращает литься кровь. Для Горина привязка к Ромео и Джульетте лишь повод размышлять о суровой прозе жизни. Это проницательно угадывает режиссер Сергей Виноградов, который также придумал сценографию спектакля. Четыре симметрично расставленных столба, обвитые гирляндой лампочек, создают невидимое пространство внутри сцены. Это – мрачные дома Монтекки и Капулетти, монастырь брата Лоренцо, уличная площадь и боксерский ринг – поле нескончаемой битвы. Художник Денис Полубояров облачил артистов в наряды по моде 20-х годов: струящиеся платья с пайетками и перьями у девушек, элегантные смокинги у мужчин. Вслед за Гориным постановщики снижают градус шекспировского пафоса: весь мир – кабаре, за праздничной эстрадой которого остается незамеченным очередное преступление.

Материал подготовила Мария Юрченко

 

Читайте также: Армен Джигарханян в программе "Гримерка Орфея"

 

Вернуться к списку новостей