Одним из первых в Москве открыл сезон Театр на Малой Бронной – и сразу премьерой. Спектакль «Васса» по мотивам Максима Горького поставил молодой режиссер Вячеслав Тыщук. Для работы он выбрал первый вариант пьесы (1910), где в основе конфликта лежит не классовое противостояние, а личная трагедия – крах большой семьи на сломе эпох.

Режиссер не следует по пути модной нынче демагогии, а предпочитает язык едких аллегорий. В этом ему помогает художник-постановщик Екатерина Галактионова. Спектакль начинен массой русских символов – от языческой славянской древности до капиталистических примет нашего времени. Правда, больше всего здесь призраков советского прошлого.

Во всю ширину сцены выстроена огромная лестница в зловещем красном цвете – под мрамор, с белыми прожилками. На ее ступенях разворачивается драма семейства Железновых. Одни выходят по-хозяйски из дверных проемов наверху, другие проникают варварски – через небольшие отверстия в боковой стене. В самой фактуре заложена опасность: стоит раз неудачно оступиться и кубарем покатишься с вершины вниз.

Суровую мать, озабоченную распадом семейного дела, играет Екатерина Дурова – скупо, холодно и жестко. Ее деспотичность давно не нуждается в проявлении сильных эмоций. Апогеем ярости становится едва слышное шипение сквозь зубы: «Пошел вон!». Она одета в костюм из тяжелой плотной ткани алого цвета. На первый взгляд он скроен по советским лекалам, но чересчур длинная юбка доходит почти до щиколоток, делая образ еще более монолитным и непроницаемым.

Постановщики сознательно выводят проблематику пьесы из лона частного предпринимательства: Васса ратует не за бизнес, а за режим, некую систему ценностей, на создание которой ее поколение положило жизнь. При этом никакой конкретики режиссер не дает: эту вольность можно трактовать как попытку осмысления нашей собственной истории или просто как условную ситуацию. Смысл в том, что масштаб этой Вассы куда более значительный, чем у Горького – под ее тлетворное влияние попадают не только домочадцы, но и целые пласты общества. А вот то, как это происходит, мы видим на примере ее детей.

Среди них, кстати, нет ни одного нормального. «Кривобокий» Павел – неврастеник с недвусмысленными маниакальными наклонностями (сильная работа Олега Кузнецова). Жеманный Семен (Максим Шуткин) демонстрирует андрогинные замашки и на роль толкового преемника явно не тянет. Он к тому же бегает на коротком поводке у жены Натальи. Та в свою очередь и вовсе кажется юродивой: сутулится, робеет, мнётся – зато как рот откроет, молчать не заставишь (Марина Орел).

Луч света в этом темном царстве – жена Павла Людмила (роль в очередь играют две актрисы – Светлана Первушина и Ольга Николаева). Она защищается тем, что открыто глумится над ценностями Железновых. Эта девочка с размазанной по лицу тушью щеголяет в школьном фартуке, из-под которого виднеются подвязки красных в сеточку чулок. Монолог «Ах, сад наш!» в исполнении Светланы Первушиной срывает залп аплодисментов, представая издевательской бравадой сквозь с трудом удерживаемые слезы.  

На сцене царит атмосфера страха и порабощенности. Да и как быть по-другому, если мамаша то и дело появляется в сопровождении священника в красной рясе. А тот – со свитой приспешников в стилизованных черкесках и папахах. Эту братию режиссер придумал специально для спектакля, затронув, с одной стороны, болевые точки нашей действительности, а с другой – имея крепкое обоснование. Как известно, действие происходит накануне смерти главы семейства, и поэтому присутствие духовника выглядит на этом фоне вполне уместно.

Непутевые родственники заочно делят наследство, ожидая момента, когда можно будет забрать свою долю и покинуть отчий дом. Чтобы их угомонить Васса вызывает из города старшую дочь Анну (исполнительницы – Дарья Грачева и Мариэтта Цигаль-Полищук). Эта фифа уже родом из нашего времени – элегантная, стильная, самоуверенная, с пижонскими манерами и сигареткой в зубах. Как и мать, она за версту чувствует, откуда ждать беды.

Главный антагонист Вассы по пьесе – ее брат Прохор. Здесь он бунтарь и провокатор (Александр Голубков). Недаром этот персонаж предстает в образе громадного панка – с жутким ирокезом на голове и косухой нараспашку. О том, что с таким будущее вряд ли построишь, свидетельствуют дегенеративные повадки и отупелая свирепость. В исполнении этого детины со сцены звучит песня «Русское поле экспериментов». Ее автор – видный диссидент эпохи перестройки и лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов. Эту любопытную деталь по достоинству оценят подкованные зрители, для остальных она останется не более, чем музыкальным номером.

В этом смысле Вячеслав Тыщук работает красиво – большим охватом: что для одних своя стихия, для других – непаханое поле. Так, от наблюдательной публики не ускользнет тот факт, что дети Вассы носят странную униформу. На плечах – красные нарукавные повязки. Это, среди прочего, признак активистов – тех, кто сотрудничает с начальством в местах лишения свободы. Тема стукачества и доносительства обыграна тоже всесторонне: этим за милую душу занимаются и домашняя горничная Липа (Лина Шишова), и дальняя родственница Дунечка (здесь она в отбросах общества – попрошайка с жестяной кружкой для подаяния; играет Татьяна Ошуркова), и, само собой, управляющий Железновых – стелящийся Михайло Васильев (Владимир Ершов). А с виду ласковые беседы Анны с братьями и невестками больше напоминают допросы с пристрастием.

Во втором акте к когорте подневольных присоединяется и Прохор Железнов: напоминанием об ирокезе служат жалкие растрепанные патлы, а сам герой примеряет на себя тюремный ватник. Он же первым и покатится со злосчастной лестницы, которая к финалу превращается в неподступную ступенчатую пирамиду. На вершине – царственная Васса: разделавшись с малодушными отпрысками, следующую ставку она делает на внуков. И теперь в связке с нею только те, кто способны обеспечить приличный генофонд.

 

Материал подготовила Мария Юрченко

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Вернуться к списку новостей