Международный музыкальный фестиваль «Биргитта» в эстонской столице Таллине уже стал неотъемлемым арт-объектом летнего прибалтийского ландшафта: за десять лет своего существования (он был придуман в 2005-м выдающимся эстонским дирижером, народным артистом СССР Эри Класом) он окреп, развился и сегодня предлагает своей публике самые разные проекты – оперу, балет (как классику, так и contemporary dance), сценическую кантату и ораторию в театрализованном прочтении, мюзикл, ревю и прочие музыкальные шоу, экспериментальные музыкальные спектакли – «Биргитта» думает обо всех своих зрителях, выбор ее программ – на любой вкус. Ее лозунг – полистилистика и мультикультурность, что находит сегодня свое отражение и по части выступающих артистов, и по части публики.
На только что завершившемся 11-м фестивале (ему по традиции была отдана вторая четверть августа) выступали артисты (отдельные солисты и целые коллективы) из пятнадцати стран мира – не только ближайших (Россия, СНГ, Прибалтика, Скандинавия), но и весьма отдаленных (США, Израиль), а своя устойчивая слушательско-зрительская аудитория у него сложилась уже давно, причём не только местная, но и зарубежная – на фестивале много гостей, прежде всего из соседних прибалтийских республик, Финляндии и России. Российскую публику по-прежнему привлекает Таллин: географической и культурно-ментальной близостью (как ни крути, а все ж тот же славяно-балто-угрофинский континуум, растянувшийся на бескрайних просторах Восточной Европы), русским языком (распространенным здесь повсеместно), относительной дешевизной и приемлемым уровнем комфорта.
Для маленькой республики это очень важный форум: со скидкой на разность масштабов наших стран, можно сказать, что «Биргитта» - это эстонские «Звезды белых ночей». Когда Национальная опера «Эстония» отдыхает в межсезонье, именно «Биргитта» становится сосредоточием культурной жизни не только Таллина, но и всей республики, и на территории грандиозного древнего монастыря, заброшенного когда-то монахами, а ныне возрождённого музыкантами к новой жизни, свершаются художественные события, имеющие резонанс не только для Эстонии, но и для всего балтийского региона. Маэстро Клас по-прежнему осеняет своим именем, своим присутствием, а иногда и участием таллиннский форум, зорко следя за развитием любимого детища.
По традиции программа 11-й «Биргитты» столь же разнообразна, как и на предыдущих фестивалях. Форум открылся произведением, подходящим древним монастырским стенам абсолютно – гайдновское «Сотворение мира» словно создано для этого пространства: для этих стрельчатых окон, остроконечных сводов, грустной умиротворенности, разлитой в монастырских пределах. Великая оратория не предназначалась автором для театрального прочтения, однако в суровый антураж готических руин она вписывается естественно, гармонично, получая новое звучание и приращение смыслов. В реализации этого проекта задействованы отличные силы – великолепный Таллинский камерный оркестр, знаменитый хор «Латвия», солисты Альфия Камалова, Юхан Тралла и Марчин Брониковский, поющие и играющие под водительством молодого маэстро Ристо Йооста, а грандиозное действо по «конструированию вселенной» с участием датских акробатов отдано на откуп израильскому режиссеру Рэну Артуру Брауну и английскому художнику Джастину Ариенти.
Русская тема, опять же по традиции, весомо представлена в афише «Биргитты». В этот раз за нее отвечал столичный Детский музыкальный театр имени Натальи Сац, привезший из Москвы одни из лучших спектаклей своего разнообразного и огромного репертуара. Балетная часть московского десанта была представлена безусловными шедеврами русской хореографии – «Шехеразадой» Римского-Корсакова и «Половецкими плясками» Бородина в прочтении великого Михаила Фокина: манящий и таинственный, буйный и опасный, неудержимо страстный и утонченно изысканный мир загадочной и колоритной Евразии торжествовал во второй фестивальный вечер под сводами древней «Биргитты». Украшением гастрольного показа стала пара премьеров Мариинского театра, исполнивших в «Шехеразаде» заглавные партии, – Юлия Махалина (Зобеида) и Ксандер Париш (Раб).
Второй вечер от Театра Сац – талантливый и оригинальный спектакль Георгия Исаакяна «Репетиция оркестра» по мотивам знаменитого одноименного фильма Федерико Феллини. «Цель спектакля – не рассказы о себе работников театра, а наблюдение за процессом рождения музыки, тем, что скрыто от глаз человека со стороны зрительного зала. Суть нашего спектакля – магия создания музыки, которую мы хотим сделать хотя бы на шаг ближе и понятнее. Возможно, тогда у людей будет меньше иллюзий и о том, что наша профессия – это просто», - говорит режиссер, позволяя, тем не менее, рядовому зрителю всё же хоть чуть-чуть прикоснуться к театральной тайне… «Репетиция» по праву была признана московской критикой одним из самых удачных спектаклей в музыкальном театре, соединяющим традицию и инновационность, своеобразный взгляд на театр, музыку и классические формы выразительности, и, похоже, публика «Биргитты» оценила это новшество по достоинству.
Кульминационной точной классической части фестиваля, безусловно, стала вердиевская «Аида» - опера опер, опера-миф, «священная корова» жанра. Наибольшие удачи в прочтении сложнейшего произведения мирового оперного репертуара связаны с музыкальным воплощением – полное удовлетворение принесли вокальные работы украинской меццо Анжелины Швачки (Амнерис), латвийских певцов Самсона Изюмова (Амонасро) и Романа Полисадова (Рамфис), а также тонкая и страстная интерпретация эстонского маэстро Эрки Пехка. Что же касается постановки тартуского театра «Ванемуйне» («Аида» - копродукция трех эстонских институций: «Биргитты», «Ванемуйне» и пярнусского фестиваля «PromFest»), то решение режиссера Мадиса Нурмиса лишить оперу древневосточного антуража и прочитать исключительно как историю о борьбе с тоталитаризмом, показалось не слишком оригинальным и не очень убедительным. Постановка полна штампов и уже избитых на европейской сцене клише (тоталитаризм, конечно же, советский, а Амнерис и Радамес в Сцене триумфа принимают без труда узнаваемую позу мухинских «Рабочего и колхозницы»), а вот более глубокие мысли, которыми, вроде как хотел поделиться постановщик (аллюзии на «театр в театре», возвышенно-умиротворяющий, а не скорбно-фатальный финал, и пр.), считываются в этом шоу уловок масскульта очень невнятно.
От роскоши классической хореографии «Биргитта» перекидывает мостик к современному танцу: израильский contemporary dance подарил фестивальной публике встречу с двумя абсолютно противоположными спектаклями – «Страной мечты» и «Свиньей-убийцей». Если первый это – мюзикл-балет, где языком еврейского юмора пытаются говорить о вечных темах, то второй - поражающий профессиональной техникой танца и мастерством артистизма жесткий экзамен возможностям человеческого тела.
Та же логика – выстраивания арки на контрасте – и в оттеняющем классическое пение американском шоу «Бродвейские страсти», соединившем лучшие страницы мюзиклов Гершвина, Бернстайна, Уэббера, Роджерса и др. Совместными усилиями Таллинского танцевального театра (хореограф Дмитрий Харченко), Таллинского камерного оркестра (за пультом вновь маэстро Эрки Пехк), петербургского видео-художника Алексея Тарасова и художника по костюмам Лийвики Страус на сцене в древнем соборе оживает страстный рассказ о любви, безысходности, надежде и счастье, заключенный в чарующий звуки и зажигательные ритмы великих заокеанских мелодий. Наряду со звездами мюзикла, такими как Дуглас Вебстер, Ангелика Клас-Фагерлунд, Марион Эльвиля, Ханна-Лийна Выса и Койт Тооме публика «Биргитты» встретилась с неувядающим искусством негритянской оперной дивы Барбары Хендрикс, чей вокал по-прежнему звезден, несмотря на сорокалетнее пребывание на большой сцене и почти полный уход с оперных подмостков и переключение на спиричуэлс и джаз: помимо нежного, чарующего голоса знаменитая чернокожая американка одарила слушателей недюжинной экспрессией, тончайшей нюансировкой и в целом пением одухотворенным и энергетически очень емким, заряжающим на позитив.
Александр Матусевич
Фото: birgitta.ee