Чтобы было все понятно

надо жить начать обратно

А. Введенский

В деревне Никола-Ленивец Калужской области состоялся десятый по счету фестиваль объектов ландшафтного искусства «Архстояние». Несмотря на финансовые трудности, организаторы нашли способ сделать юбилейный смотр особенным. Идеологическая перестройка стала одновременно выходом из положения и удивительной социальной акцией.

Никола-Ленивец. Вид на реку Угру и "Маяк"

Впервые за свою историю «Архстояние» вышло из состояния медитативного творчества и переселилось с благодатных никола-ленивецких просторов в близлежащую деревню Звизжи. Все новые объекты, а также лекторий, несколько точек общепита и музыкальный чилл-аут появились здесь. Жители деревни активно включились в подготовку фестивальных мероприятий. Работать всем миром для «Архстояния» давняя традиция, но только теперь это оформилось в манифест фестиваля.

История арт-парка «Никола-Ленивец» начинается с середины 90-х годов, когда сюда приехал известный московский художник Николай Полисский. Здесь он построил дом и занялся творчеством, которое с годами раскинулось на несколько гектаров земли. Впоследствии к нему присоединились друзья-художники и местные обитатели. Сегодня это творческое объединение «Никола-Ленивецкие промыслы» и одновременно уникальный проект, который сам Полисский называет «культурной реанимацией села».

Первая ласточка будущего фестиваля «прилетела» зимой 2000 года. Окинув взглядом заснеженные поля, художника поразила собственная мысль: сколько вокруг свободной территории и безвозмездного природного материала. Тогда вместе с деревенскими жителями они слепили поголовье снеговиков. Простейшая фигура из снега, она же – старинная народная забава, помноженная на две сотни копий, превратилась в произведение искусства – необыкновенное по масштабу и взаимодействию с окружающей средой.

Архстояние-2015. "Сельпо", автор — Николай Полисский

Тем же летом Полисский и сельчане снова собрались вместе – на этот раз, чтобы построить гигантскую башню из сена, в возведении которой приняли участие почти сто человек. Работая привычным образом, как во время укладки стога, люди испытали нечто, похожее на когнитивный диссонанс: впервые они трудились не ради аграрных нужд, а во имя искусства.

Потом были: громадный «Дровник» из поленьев, «Медиабашня» из ивняка, и «Маяк на Угре» из древесных сучьев. То, чем занимаются Полисский и сотоварищи, называется заморским словом «лэнд-арт». Это особый вид искусства в открытом пространстве, когда любой элемент среды, будь то река, лес или поле, неотделим от создаваемой композиции. Плоды творчества — диковинные и монументальные — увы, очень недолговечные, ведь в ход, как правило, идут природные материалы. Ликвидация объектов в Никола-Ленивце — зачастую повод устроить зрелищный перформанс с музыкой, гуляньями и огнем.

Первый фестиваль состоялся по инициативе Николая Полисского в 2006 году. Свое название он получил в память об известных исторических событиях: говорят, что в этих краях проходило Великое стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу.

Архстояние-2015. "ДК Звизжи", автор — архитектурное бюро «Archpoint»

Сегодня «Архстояние» — туристическая достопримечательность, крупнейший в России и Европе фестиваль лэнд-арта. За годы проведения здесь успели поработать выдающиеся российские и зарубежные архитекторы, многие объекты приобрели международную известность, а территория «обросла» удобной инфраструктурой. Здесь появилась экоферма (на базе бывшего совхоза), удобный кемпинг, кафе и хостел «Казарма». Культурная программа тоже пополнилась новыми проектами — среди них фестиваль цифровой культуры «Ночь новых медиа» и «Архстояние» для малышей.

До сих пор в Никола-Ленивце удавалось поддерживать удивительную атмосферу единения человека с природой. Однако агрессивное «развитие туристического кластера» в последнее время грозило нарушить хрупкую гармонию. В начале года стало известно, что проект остался без инвестора. Это неожиданным образом мобилизовало отцов-основателей: вместо того, чтобы впасть в уныние, они взяли дело в свои руки, построили объекты и обозначили новый курс: «Архстояние делает шаг навстречу деревне».

В наследство Звизжам по итогам смотра остались: въездной знак (он же музей), автобусная остановка, восставший из руин сельпо и преображенный клуб. В дни фестиваля вся центральная улица превратилась в ярмарку народных промыслов и угощений — над проектом уже четвертый год работают европейские художницы Антье Шифферс и Вапке Феенстра.

Архстояние-2015. "Сельпо", автор — Николай Полисский. "Музей сельского труда" — Сергей Чобан и Агния Стерлигова

Один из самых видных объектов построил Николай Полисский — «Сельпо», на месте бывшего продуктового магазина. Неприглядные развалины он замаскировал ажурной конструкцией из металлических жердей и нанизанных на них деревянных брусков разной конфигурации. Деревяшки «сидят» неплотно и вращаются вокруг оси, пока одна не застопорит другую. Таким образом скульптура способна все время видоизменяться под воздействием внешних сил, например, сильного ветра.

Кстати, замечательный вид на «Сельпо» открывается с автобусной остановки, которую специально для Звизжей придумал известный московский архитектор Алексей Козырь. Классический навес сооружен из цистерны для перевоза муки. На задней стенке два круглых витража из цветного стекла. Объект лучше всего разглядывать в лучах заходящего солнца: глаза-окошки горят желто-зелеными огнями, создавая внутри волшебное мерцание, а с внешней стороны постройка напоминает мордочку совы.

В деревне, где едва ли налажено транспортное сообщение, остановка приобретает сакральное значение: автор предлагает местным жителям приходить сюда медитировать и созерцать. Недаром проект получил название «Бельведер Звижский» (в переводе с итальянского «belvedere» означает «прекрасный вид»).

Архстояние-2015. Автобусная остановка "Бельведер Звижский". Автор — Алексей Козырь

Символом Никола-Ленивца теперь будет упрощенный архитектурный ордер. Въездной знак в деревню Сергей Чобан и Агния Стерлигова сделали, как говорится, по науке: исполинская колонна-башня с квадратной капителью хорошо видна издалека. В качестве отделки использовали земляную штукатурку, а внутри устроили музей сельского труда – камерный и тесный с матовым оконцем наверху. Зато внутри чувствуешь себя немного как в готическом соборе.

Местный дом культуры украсили причудливым деревянным козырьком. Дизайнеры из бюро «Archpoint» проявили полет художественной мысли, перевернув цепочку из простейших элементов в форме буквы «П» с «ножек» на ребро.

Неподалеку расположилась аудиоинсталляция Владислава Сорокина. В зарослях вдоль лесной тропинки художник спрятал динамики: с разных сторон вкрадчивые голоса – мужской и женский – воспроизводили стихотворение Александра Введенского «Значенье моря». Невидимый источник звука порождал сверхъестественный эффект, словно текст изливала сама лесная чаща. Оказавшись рядом под покровом темноты можно было пережить внушительную гамму ощущений – от волшебных до леденящих кровь.

Архстояние-2015. Кинетическая скульптура "Кукурусса", авторы — бюро Ultimatum Group

Впрочем, ночью основная масса людей наслаждалась музыкой. На территории арт-парка работало сразу две сцены – танцевальная и альтернативная. Музыканты из объединения «SoundArtist» представили экспериментальную программу с видеопроекциями и невообразимым звуком. Аномальные наслоения скрежета, дребезжаний и шумов поделили публику на два лагеря: одни, схватившись за голову, убегали на танцевальную площадку, где творили шведы и французы; другие – воспевали отечественный саунд-дизайн.

Утро у «Ротонды» Бродского встречало всех лучами яркого, пронзительного солнца. Таким запомнится десятый фестиваль «Архстояние» и Никола-Ленивец – затерянный в глуши оазис рукотворной и нерукотворной красоты.

Мария ЮРЧЕНКО

 

Вернуться к списку новостей