В связи с XV Международным конкурсом П.И. Чайковского ученица легендарного пианиста Льва Николаевича Власенко вспоминает своего учителя. Пианистка Сусанна Грудинова закончила Московскую консерваторию в классе Л.Н. Власенко. У него же она училась и в аспирантуре, куда, по собственным словам, поступила исключительно благодаря своему преподавателю. 

Когда и где состоялась ваша первая встреча с будущим преподавателем?

Я родилась в семье пианистов, и знала о Льве Николаевиче с самого детства. Я всегда мечтала учиться у этого человека и сначала закончила Мерзляковку, а потом поступила в Московскую консерваторию. Но только на втором курсе я перешла в класс ко Льву Николаевичу. И как-то мы сразу «сыгрались». С первого момента я почувствовала в нем родственную душу и сразу поняла, что это не только большой музыкант, но и потрясающий человек.

Как проходили занятия?

Способы преподавания есть разные. Например, вариант «я – великий, вы - ученики, смотрите на меня и делайте, как я». А есть случаи, когда такого огромного расстояния нет. У Льва Николаевича в классе между преподавателем и студентами была дистанция, как между двумя коллегами разного возраста, между двумя друзьями разного возраста. Он очень уважал в нас не только музыкантов, но и личность, старался всячески раскрыть ее. Сам он был человеком очень разносторонним: закончил не только консерваторию, но и иняз, блестяще владел несколькими иностранными языками. Для него не было разницы говорить по-русски или по-французски. Он старался нам привить любовь не только к музыке, но и ко всей культуре. Когда я училась в аспирантуре, ко Льву Николаевичу пришла студентка, которая только что вернулась с международного конкурса, проходившего в одной из прибалтийских республик. Она очень возмущалась, что там никто не говорил по-русски. Лев Николаевич молча, терпеливо выслушал возгласы ее негодования и задал всего один вопрос: «Как ты считаешь, музыкант относится к интеллигенции?». Девушка подумала и сказала: «Да, конечно». Он продолжил: «Ну, так вот, я хочу, чтобы ты знала. Интеллигент обязан владеть хотя бы одним иностранным языком. Причем на том уровне, чтобы тебя понимали».
Учиться у него было очень интересно. Он был уникальным музыкантом с большой буквы. Когда он играл Листа, я готова была сидеть в классе с утра до ночи и слушать это превосходное исполнение. Когда на концертах он играл две тетради вариаций Брамса на темы Паганини, я старалась не пропускать ни одного концерта.



источник фото: jmusic.ru

Как складывались отношения у Льва Николаевича со студентами?

Мы все его очень любили и между собой иначе, как Лёвочка, не называли. И он об этом знал. В классе всегда было много людей. Мы часто слушали уроки друг друга. Это тоже было своеобразное обучение, ведь каждый из нас не мог освоить весь фортепианный репертуар, а слушая, как Лев Николаевич занимается с кем-то, мы расширяли свои познания. К тому же, послушать и посмотреть, как он что-то показывает, одно удовольствие. Когда он играл, всегда входил в состояние сценического куража. Он был артистичен во всем, в преподавании в том числе. Когда Лев Николаевич, элегантный, появлялся в консерватории, с шикарной седой шевелюрой или в немыслимой бабочке, галстуке, это был как глоток свежего воздуха.

Как происходил выбор программы?

Конечно, каждый из нас, студентов, рисовал себе кучу планов, старался выбрать сочинения сложные и масштабные. Лев Николаевич всегда что-то советовал, рекомендовал, но давления никогда не было. Он считал, что каждый из нас имеет право на собственные ошибки, на которых должен научиться. Мы всегда старались прислушиваться к его советам.

Хотя бывали и забавные случаи. У меня в репертуаре была Пятая соната Скрябина, я часто ее играла на концертах. Потом отложила и не исполняла вообще год-полтора. И вот как-то встречаю в коридоре консерватории Михаила Сергеевича Воскресенского, который говорит: «Ну что, ты готовишься?». Я изумленно спрашиваю: «К чему?». «Ну как? У нас концерт кафедры в Малом зале». «И что же я играю?». «Пятую сонату Скрябина. Лев Николаевич сказал, что она у тебя очень здорово получается». Я сразу же позвонила Льву Николаевичу, который изумленно произнес: «А я тебе разве не сказал?»

Почему возникло решение поступать в аспирантуру, спустя пять лет перерыва в обучении?

Лев Николаевич всегда оставался моим большим другом. То, что спустя пять лет после окончания консерватории я поступила в аспирантуру, исключительно его заслуга. Он часто звонил, интересовался, буду ли я поступать, много со мной занимался.
После окончания консерватории у меня была активная концертная деятельность: я была солисткой Морского оркестра. Ни одной программы я не исполнила, предварительно не обыграв ее у своего учителя. Он всегда с удовольствием помогал и часто сажал своих студентов мне аккомпанировать. Это был очень интересный опыт.

Когда принималось решение отправить студента на международный конкурс, от кого изначально исходила инициатива?

Чаще от студента. Но тогда было совершенно другое время: первый конкурсный отсев происходил еще в стенах консерватории. Собиралась комиссия для прослушивания потенциальных конкурсантов, где принималось окончательное решение. Тогда в консерватории работали авторитеты, чье мнение не обсуждалось: Доренский, Власенко, Наумов, Малинин, Горностаева. А дальше происходило так же, как с выбором репертуара. Лев Николаевич мог что-то порекомендовать, но диктата никакого не было. Человек, который прошел отбор на конкурс, уже находится на заключительном этапе работы. И здесь главное – сохранить программу на хорошем уровне, не перегореть в техническом и эмоциональном планах. Занятия с теми, кто едет на конкурс не отличались от обычных, разве что конкурсанты чаще появлялись в классе. 

Известие о смерти Льва Николаевича стало страшным ударом для всех его учеников.

Я знала, что он тяжело болен, что он борется, но, к сожалению, не думала, что дело настолько плохо. Когда я была на гастролях в Германии, мне позвонили друзья и сообщили эту страшную новость, но я никак не успевала приехать на похороны. Я очень жалею, что последних три года его жизни наши встречи и общение были гораздо реже. Все, что с ним связано, для меня особая тема, потому что это был удивительный человек, который дал мне очень многое.

 

Беседовала Наталия Сергеева

 

Радиостанция "Орфей" - информационный партнер XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

также по теме:

Легендарные имена Конкурса Чайковского. Лев Власенко

XV Международный конкурс П.И. Чайковского

Вернуться к списку новостей