В начале мая прошлого года в Финляндии прошел 61-й по счету конкурс «Международная трибуна композиторов» (International Rostrum of Composers), по итогам которого радиостанция «Орфей» подготовила цикл программ. На протяжении ближайшей недели, с 1 по 7 июня, в эфире выйдут семь передач-очерков, которые познакомят радиослушателей с композиторами-победителями и их сочинениями, отмеченными в Финляндии. Начало программ в 23.00.

Конкурс «Международная Трибуна Композиторов» (IRC), организованный Международным советом по музыке при ЮНЕСКО (International Music Council) и Европейским вещательным союзом (European Broadcasting Union), ежегодно собирает вместе представителей вещательных организаций для обмена и трансляции современной классической музыки. Россию по уже сложившейся традиции представляет радио «Орфей»

Первая «Трибуна» состоялась в 1954 году при участии делегатов от немецких, французских, бельгийских и швейцарских национальных телерадиовещательных компаний. С того времени до 2002 года сессии смотра проходили в главном офисе ЮНЕСКО в Париже. А с 2003 года была принята ротационная система, и теперь каждый раз конкурс принимает новая страна. В 2014 году это была Финляндия, Хельсинки. В 2015-м – Эстония, Таллин. А на 2016 год запланировано провести конкурс в польском Вроцлаве.

На сегодняшний день свыше тридцати национальных радиосетей посылают делегатов на конкурс, представляя около шестидесяти работ каждый год. Конкурс проводится по двум категориям – общей композиторской и молодежной (среди композиторов до 30 лет). По регламенту состязания в нем могут принимать участие сочинения, хронометраж которых не превышает тридцати минут и написанные не позднее пяти лет назад. На конкурс допускаются только авторские сочинения, созданные в европейской музыкальной традиции.

По итогам слушательских сессий, обсуждения и голосования делегаты выбирают наиболее интересное по их мнению сочинение, которое и становится “работой года”, а также ряд сочинений, рекомендованных к исполнению в радиоэфире (примерно около 30% из списка представленных работ). В молодежной категории также определяется сочинение-лидер и один-два рекомендованных музыкальных произведения. По условиям смотра, каждая радиостанция обязуется в течение следующего года представить в своем эфире все победившие и рекомендованные сочинения. Таким образом, «Трибуна» не только стимулирует интерес к современной классической музыке, но и представляет собой определенный инструмент ее раскрутки.

15 мая 2015 года в эстонском Таллине завершился 62-й по счету конкурс. Победителем этого года стало сочинение «Songr for Orchestra» норвежского композитора Яна Эрика Микалсена (Jan Erik Mikalsen), а в молодежной категории впервые на передний план вышла Словения. Сочинение молодого композитора Матея Бонина (Matej Bonin) было признано лучшим. Россию в этом году представлял композитор-минималист Антон Батагов (совместно с лейблом «FancyMusic») и его сочинение «Письмо Сергея Рахманинова Арво Пярту» из фортепианного цикла «Избранные письма Сергея Рахманинова». В молодежной номинации – Алина Подзорова с инструментальным квинтетом «Dell`arte», победившая на орфеевском Конкурсе молодых композиторов в нынешнем году.

Все сочинения композиторов-победителей прошедшего смотра будут представлены на радио «Орфей». А пока к эфиру готовится цикл программ по итогам конкурса 2014 года, мы побеседовали с Павлом Луцкером, заместителем программного директора «Орфея» и делегатом от нашей радиостанции на конкурсе о том, что влияет на лидирующие позиции той или иной страны, и какие условия необходимы для того, чтобы российская современная музыка успешно повышала свой рейтинг на «Трибуне».

62nd International Rostrum of Composers. Фото: International Music Council. Источник: https://www.facebook.com/International.Music.Council


Павел Луцкер: Дело в том, что на Западе совершенно другое отношение к современной музыке, чем у нас. Особенно это чувствуется по странам с более молодой музыкальной традицией, таким, к примеру, как Финляндия, Эстония, Литва, отчасти даже Венгрия, Польша. Они считают новую музыку одним из факторов государственного престижа и собственного позиционирования внутри европейской культуры. Это более всего отражается на том, что правительства этих стран с большой охотой выделяют деньги, чтобы проводить свои внутренние конкурсы и поощрять современную академическую композиторскую школу. Другой очень важный момент, с которым у нас большая сложность – это внутренняя исполнительская среда. Там исполнители активно контактируют с современными композиторами и часто исполняют их сочинения. Например, поляки, может, не столь авторитетны, как наши исполнители, когда играют традиционную классическую музыку, но при этом они исполняют огромное количество современной музыки – и это всегда ново, интересно, а главное – гораздо выше среднего уровня.

У нас в этом смысле совершенно противоположная картина. В течение конца XIX-го и первой половины ХХ века в нашей стране был невероятный всплеск музыкальной активности: причем не только в рамках академической традиции – Чайковский, Римский-Корсаков, «Могучая кучка», но и модернистской – начиная от Скрябина, Шостакович, Прокофьев и заканчивая поздней волной – Губайдулина, Шнитке, Денисов и пр. Поэтому сегодня основная часть нашего исполнительского корпуса в 99% случаев исполняет сочинения, уже давно занявшие место в репертуаре. Музыканты не видят необходимости каким-то образом реализовывать себя, играя вещи новых композиторов. Наш пианист с гораздо большей охотой вообще сыграет Шопена, мысля себя в сравнении с десятком известных его исполнителей, чем возьмется за сочинение нового автора, где он, как ему кажется, не сможет в полной мере проявить себя. Таким образом наши новые композиторы в состязании с уже признанной музыкой заведомо проигрывают.

В 2015 году от России на конкурс было представлено сочинение композитора-минималиста Антона Батагова. Источник фото: http://www.bach-cantatas.com


Этим мы разительно отличаемся от Запада. Там даже наши выходцы – тот же Гидон Кремер создал свой оркестр «Кремерата Балтика», чтобы продвигать молодых одаренных исполнителей и вместе с ними играть музыку современных прибалтийских авторов. У нас я не чувствую никакой поддержки со стороны музыкантов, которые могли бы стимулировать интерес и, может быть, даже какую-то внутреннюю конкуренцию в среде новой академической музыки. Поэтому наши композиторы, чувствуя свое полное бессилие пробить эту стену, часто начинают сочинять произведения ярко выраженного антиакадемического толка. К слову, на Западе этот «исполнительский антиакадемизм» уже давно не в моде: западные композиторы стремятся создавать сочинения, используя новый язык, но отказываясь от оголтелого эпатажа с точки зрения исполнительства. Может и поэтому наша современная музыка не часто вызывает у них понимание – там этот контекст попросту уже не актуален. Получается слишком экстравагантно, и за этой экстравагантностью остаются незамеченными такие качества, как владение оркестром, поиск новых звучностей и т.д. Это только один из примеров, когда мы оказываемся в ситуации, мешающей  вписаться в общий европейский тренд.

Что же касается стран с давней музыкальной традицией, таких как Австрия, Германия, Франция, Италия, то тут мы наблюдаем другой подход. У них по-прежнему сохранилась разветвленная система грантов – правительственных либо от общественных организаций, в рамках которых специально выделяются средства на поддержку новой музыки. То есть речь идет о целых правительственных программах. Например, в уставе оркестра при Radio France четко прописано, что они должны обеспечивать Французское радио на 80-90% репертуаром новой музыки. Для исполнения классики у них существуют другие коллективы. Кроме того, отдельные средства в смете оркестров выделяются на так называемого “composer in residence”, когда оркестр на один или несколько сезонов приглашает к себе какого-нибудь композитора - того, что самим музыкантам показался интересным, перспективным, и тот специально для коллектива создает несколько новых сочинений. Это тоже целая система, которая очень хорошо работает. Ведь и у нас государством выделяются гранты на поддержку тех или иных оркестров, и если бы хотя бы часть этих средств была отведена на исполнение новой музыки, на участие в конкурсах современной музыки, то, конечно, у нас бы все оживилось. Тогда уже бы сами музыканты должны были присматриваться и выбирать сочинения, какого автора они хотели бы исполнить, чтобы наиболее выигрышно представить себя. И сразу возникает некий рынок – поле, где пересекаются интересы, а также формируются требования к композиторам.

 Победителем конкурса 2015 года стало сочинение норвежца Яна Эрика Микалсена (Jan Erik Mikalsen). Источник фото: http://news.err.ee/


Как мы видим, исходя из всего вышесказанного, от стран с молодой музыкальной традицией мы отличаемся отсутствием условной «националистической» мотивации, а от стран с давней традицией – тем, что у нас нет государственного внимания и поддержки этого направления.

Но у нас по-прежнему есть талантливые композиторы, и радиостанция «Орфей», которая ежегодно проводит Конкурс молодых композиторов, один из немногих ресурсов, который поддерживает их инициативы и помогает им быть услышанными.

 

Материал подготовила и беседовала Мария Юрченко

 

Вернуться к списку новостей