Меценат Уильям Х. Шайд завещал один из самых известных в истории музыки портретов И.С. Баха Лейпцигскому архиву.

Спустя 265 лет одна из важнейших реликвий, связанных с именем Иоганна Себастьяна Баха, знаменитый портрет кисти лейпцигского художника Элиаса Готтлиба Османа, возвращается на родину. В день своего 100-летия американский филантроп, доктор Уильям Х. Шайд завещал одно из величайших сокровищ своей коллекции Лейпцигскому архиву И.С. Баха. Творение Э.Г. Османа – единственный подлинный портрет композитора, написанный при его жизни.

История картины связана с детством президента архива, сэра Джона Элиота Гардинера. «Забота о знаменитом портрете была возложена на моего отца владельцем шедевра Вальтером Йенке, еврейско-германским беженцем, на время Второй мировой войны. В детстве, когда наша семья жила в Дорсете, я проходил мимо этого портрета несколько раз в день. Тогда я как раз учил наизусть мотеты И.С. Баха. Видеть, как портрет покидает свой нынешний дом – гостиную великого исследователя и филантропа Уильяма Шайда, где он провисел последние 60 лет перед тем, как вернуться обратно в Лейпциг, одновременно печально и радостно», - рассказывает сэр Джон Элиот.

На открытии Баховского фестиваля 12 июня президент архива представит портрет широкой публике, перед тем как последний займет свое постоянное место в Лейпцигском музее И.С. Баха.

Американский музыковед и филантроп, доктор Уильям Х. Шайд умер 14 ноября 2014 года. Ему шел 101-й год. Помимо коллекции книг и манускриптов, завещанных Принстонскому университету, в свой сотый день рождения 6 января 2014 он определил в качестве дара архиву Баха в Лейпциге одно из величайших сокровищ своей коллекции. Благодаря Шайду, знаменитый портрет Баха, стоимостью 2,5 млн. долларов, вернется домой в Лейпциг. Этот портрет, который каждый видел хотя бы раз в жизни, давно стал иконой мировой истории музыки и, если верить исследованиям, это единственный подлинный портрет композитора. Остальные изображения Баха, известные на сегодняшний день, написаны по мотивам этой картины.

На портрете Бах изображен в спокойной, уравновешенной позе в возрасте около 60 лет. В правой руке он держит нотный листок с надписью «Тройной 6-голосный канон. И.С. Бах», знак доказательства собственного мастерства. Осман создал две версии портрета. Первая, датированная 1746 годом, вероятно, досталась по наследству старшему сыну композитора Вильгельму Фридеманну Баху, а позже, примерно в 1800-м году, была приобретена кантором церкви Св. Томаса Августом Эберхардом Мюллером. Позже он пожертвовал портрет хору мальчиков церкви Св. Томаса в Лейпциге. Картина сильно пострадала в результате плохой реставрации: в середине XIX века она несколько раз подвергалась восстановлению, в результате которого многие детали были потеряны. Особенно пострадали черты лица Баха, которые были размыты, и на их месте образовались темные пятна. Эта версия портрета сейчас выставлена в одном из залов Лейпцигского краеведческого музея, где находится с 1913 года.

Второй портрет, созданный в 1748 году, сохранился гораздо лучше. Картина интересна не только своими яркими красками и четкими линиями, но и историей путешествий. В 1748 году портрет перешел по наследству Карлу Филиппу Эммануилу Баху и был однажды выставлен в Гамбурге как экспонат обширной коллекции портретов, принадлежащих второму сыну композитора. В каталоге имущества «гамбургского Баха» находим следующее описание: «Бах (Иоганн Себастьян). Капельмейстер и музыкальный директор в Лейпциге. Написан маслом художником Османом. Высота – 2 фута 8 дюймов, ширина – 2 фута 2 дюйма. Золотая рама».

С начала XIX века портрет стал собственностью еврейской семьи Йенке из немецкого города Бреслау (нынешний Вроцлав, Польша). Вальтер Йенке, потомок семейства, был вынужден иммигрировать из Германии в 1930-е годы. Чтобы защитить картину от воздушных налетов, Йенке держал ее в загородном доме своих друзей Гардинеров, в Дорсете. В результате сэр Джон Элиот Гардинер, нынешний президент Баховского архива и один из знаменитых дирижеров нашего времени, вырос под пристальным вниманием самого Иоганна Себастьяна.

В 1952 году исследователь творчества композитора и коллекционер Уильям Х. Шайд из Принстона (Нью-Джерси) приобрел картину на аукционе. Шайд, который в юбилейном для композитора 1985 году выразил желание, чтобы «его Бах» однажды вернулся домой, предоставил эксклюзивное право преимущественной покупки Баховскому архиву на Лейпцигском фестивале в 2003-м. Наконец, вместе со своей женой Джудит он завещал картину архиву Баха. Билл Шайд был членом Совета попечителей Лейпцигского архива с 2001 года и одним из самых щедрых и преданных его спонсоров.

29 апреля портрет был официально вручен Буркхарду Юнгу, мэру Лейпцига, сэру Джону Элиоту Гардинеру, президенту архива Баха и профессору Питеру Вольни, директору архива, на закрытой церемонии в доме Штайнов в присутствии семьи мецената. На открытии Баховского фестиваля в Лейпциге картина будет выставлена на обозрение широкой аудитории в древнейшей в городе церкви Св. Фомы, которая тесно связана с творчеством композитора. 13 июня портрет поместят в Лейпцигский музей И.С. Баха, где он будет находиться в постоянной экспозиции.

 

перевод Наталии Сергеевой

Вернуться к списку новостей