«Слово «невозможно» вызывает во мне ярость, в жизни человека и так слишком много невозможного, чтобы мириться с этим в театре», – считает оперный режиссёр Георгий Исаакян. Человек с нестандартным творческим мышлением, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац, лауреат Государственной премии России отмечает сегодня юбилей. 7 ноября Георгию Георгиевичу Исаакяну исполняется 50 лет.

Карьера режиссёра развивалась непредсказуемо. Георгий Исаакян с медалью окончил Центральную ереванскую музыкальную школу при консерватории по классу теории музыки и композиции у армянского композитора Эдуарда Багдасаряна. Изначально собирался поступать в Московскую консерваторию или стать врачом, но в 17 лет уезжает из Еревана и поступает в ГИТИС на режиссёрский факультет.

После окончания учёбы Георгий Георгиевич возвращается в Ереван, однако работы не находит. Вновь отправляется в Москву, а затем – в Пермский театр оперы и балета. Там работает более 20 лет.

В начале 2000-х становится художественным руководителем международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж».

Должность художественного руководителя Московского Детского музыкального театра имени Наталии Сац занимает с 2010 года. Георгий Исаакян считает, что детский театр должен быть максимально сложным. У постановок Георгия Георгиевича уникальный почерк – в его спектаклях почти всегда есть загадочные подтексты. Особое внимание Георгий Исаакян уделяется работе со старинными музыкальными инструментами и аутентичным звучанием. Театр Сац под руководством Исаакяна стал уникальной площадкой, где исследуется и возрождается старинная опера. Это не мешает режиссёру использовать современные и неординарные решения в оформлении спектаклей. Будь то неоновые музыкальные дожди от монаха Гвидо или граффити в постановке «Любовь убивает».

Текст Алёна Оганесян

Блиц-интервью с Георгием Исаакяном

Детские воспоминания о дне рождения

Георгий ИСААКЯН: «Это было весело, это было по-особенному. Это был единственный день рождения во всём классе, в который всегда был выходной, всегда был парад и салют. Ещё в школе, в ансамбле юных скрипачей, мы шли по площади Ленина в Ереване с гвоздичками, бежали на трибуну и вручали эти гвоздички членам компартии Армении. А потом, уже в Москве, в студенческое время мы, естественно, ходили колоннами от ГИТИСа по Красной Площади. Транспаранты, как ни странно, не носили. Наверное, нам как будущим артистам не очень доверяли. Мы просто шли».

О неожиданном поступлении на режиссёрский факультет ГИТИСа

Георгий ИСААКЯН: «Вообще, я не принимаю спонтанных решений. До момента приезда в Москву и поступления в ГИТИС я был абсолютно домашний мальчик, никогда не ночевавший вне дома. И я до сих пор не могу вспомнить момента принятия этого решения, точно так же как и второго кардинального решения – отъезда в Пермь, где я работал в течение двадцати сезонов. Эти два спонтанных решения предопределили всю мою жизнь. Но почему я их принял, я не помню».

Чем хороший режиссёр отличается от плохого

Георгий ИСААКЯН: «Я теперь сам преподаю на том самом факультете музыкального театра, который окончил, практически в тех же самых аудиториях. Своим молодым студентам-режиссёрам я говорю фактически одно и то же: «Режиссёр – это не право. Режиссёр – это огромная ответственность. От вас всё время будет зависеть жизнь огромного количества людей. Любое ваше решение будет стоить огромных денег, огромных нервов и огромных трудов. Поэтому каждый раз, принимая какое-то решение, будьте добры, очень хорошо подумайте. И ощущайте то, что вы работаете с людьми. Причём это не только артисты: и постановочная часть, и администраторы – кто угодно. Капризничая, помните о том, что во многом жизнь этих людей зависит от ваших сиюминутных капризов».
Мне не очень симпатична традиция покрикивающих режиссёров. И я очень надеюсь, что, во всяком случае, в моих гитисовских выпусках ни одного такого режиссёра не появилось».

О театре и музыке

Георгий ИСААКЯН: «Мне кажется, что музыка и театр – это всегда о человеке. И как только там исчезает то, что о человеке, мне становится неинтересно».