На сцену Английской национальной оперы вернулась «Партенопа» - опера Генделя в постановке 2008 года известного английского режиссера Кристофера Олдена. Роскошная, стильная, она заявила о себе на подмостках лондонского театра «Колизей», по праву считавшегося негласным домом Генделя, как вернувшаяся домой долгожданная и неповторимая, роковая женщина, знающая цену себе и своим поступкам.

 

Вымышленный сюжет сосредотачивается на легендарной сирене, которая дала свое имя Неаполю, в древности – Партенопу, названному так в ее честь. В двадцать седьмой по счету опере Генделя всего несколько участников – королева Неаполя Партенопа, а также принцы Коринфа (Арзаче), Родоса (Арминдо), Кум (Эмилио), Кипра (Эвримен, на самом же деле – это кипрская принцесса Розмира).

Каждый из них стремится добиться симпатии и расположения неаполитанской королевы, а потому периодически они воюют друг с другом. Ее любовник Арзаче, выигравшей для королевы не одну битву и властвующей над ее сердцем, начинает мучиться угрызениями совести из-за брошенной им Розмиры, чей облик постоянно и мучительно мерещится ему в принце Эвримене. Как вы уже поняли, это переодетая в мужское платье принцесса и его бывшая возлюбленная.

Ну, а теперь, забудьте обо всех этих принцах, войнах, оставьте только имена, поместите героев этой комико-эротической оперы в 20-е годы прошлого века в Париж. И что мы видим?

Перед нами высшее парижское общество, разместившееся в великолепных апартаментах в стиле арт-деко. Партенопа – элегантная, хрупкая, в великолепных, изысканных прохладных нарядах (ох, не отказалась бы я от таких, очень уж они хороши -  художник по костюмам Джон Моррелл), и ее молодые люди, как типичные и узнаваемые представители того общества. Поле боя находится исключительно за карточным столом, а скорее всего – в будуаре. Ветры дальних и недавних баталий колышут тонкие занавески, а противогазы и каски призваны более чем красноречиво напомнить нам об эпохе.

 

Оригинальная версия сама по себе – невелика и достаточно запутана, но оперная постановка Кристофера Олдена и не пытается претендовать на нечто значительное, весомое и глубокое. Этот квазифизический рассказ о грозной королеве с ее поклонниками, запутавшимися в своих чувствах и симпатиях, воюющими исключительно за сердце красавицы, чрезвычайно привлекателен. Но кроме того – в сюрреалистической манере постановщики оперы пытаются исследовать психологическую связь между желанием и агрессией. Не совсем в стиле Генделя, предпочитавшем говорить о любви и битвах только, но –в сочетании с утонченным дизайном сцены (Эндрю Либерман), великолепными костюмами, потрясающим пением всех, без исключения, солистов, виртуозной, живой и обаятельной игрой оркестра под руководством Кристиана Карнина – такая трактовка Генделя обречена на успех. В последующем после ее премьеры в Лондоне в(2008м, ей была присуждена премия Лоуренса Оливье за лучшую современную оперу.

Сопрано Сара Тайнан в роли Партенопы - сама по себе легкая, воздушная, и поет также легко и выразительно, красиво формулируя фразы. Контратенор Джеймс Лэнг – робкий Арминдо – превосходен и чрезвычайно трогателен.

Заместив заболевшего Роберта Мюррея, тенор Руперт Чарлсворт в партии Эмилио громко заявил о себе в первой же крупной для него роли. Обладатель мощного гибкого голоса, безмерно приятного по звучанию, но гибкого и безопасного, как требует того музыка.

 

Ирландское меццо-сопрано Патриция Бардон – единственная певица из каста 2008 года исполнила - с сосредоточенной интенсивностью насыщенную партию молодого человека по имени Арзаче. Розмира в исполнении меццо-сопрано Стефани Видзор-Левис снискала мощные аплодисменты за бесчисленные, тонкие музыкальные арии, в которых ее героиня рассказывала о сложных эмоциональных переживаниях, о своей ревности и любви к Арзаче. Решительного сторонника и защитника Партенопы Ормонте сыграл и спел баритон Мэтью Дуркан.

Это шикарное шоу было прекрасно дополнено остроумным переводом Аманды Холден.

Людмила Яблокова

/фото eno.org/