Только недавно я осознала, что периодически, признаваясь в моей безграничной симпатии, если не в любви, к Английской национальной опере, я, по сути, всякий раз признаюсь в любви к Джонатану Миллеру. Это его обворожительное «Микадо» прочно, оккупировало часть моей памяти, это его постановка «Кавалера розы» свежа в памяти до мельчайших деталей, как если бы я посмотрела ее вчера. Это его «Травиата» и «Севильский цирюльник» вспоминаются в первую очередь, когда заходит речь об этих операх. «Богема» - не только незаурядное пение, великолепная игра, это - незабываемая атмосфера богемы. И теперь – «Риголетто»!

30-летние отношения постановщика с этим театром – одна из самых ярких страниц в истории АНО. Джонатан Миллер – выпускник Кембриджа, врач-невролог, актер, сценарист, режиссер, писатель. Он поставил свою первую оперу в 1974 году. В 2002 году возведен в рыцарское достоинство. Сэр Джонатан Миллер – самый известный английский режиссёр, незаурядная личность и такой типичный и энергичный англичанин в свои 80-лет.

Еще одна классическая, элегантная, незабываемая постановка Джонатана Миллера «Риголетто», которую до сих пор мне ни разу не довелось увидеть! Последний раз ее ставили в «Колизее» восемь лет назад, но впервые она была замечена в Английской национальной опере в 1982 году. Это ее тринадцатое возрождение (режиссер Элейн Тайлер-Холл), но, как и в первый раз, постановка восхищает!

Бережно отнесясь к либретто, Миллер, однако, перенес действие оперы, основанный на истории Виктора Гюго, в Нью-Йорк 1950-х годов, так что вместо интригующего итальянского суда 16-го века мы оказались в коррумпированной мафией «маленькой нью-йоркской Италии». И надо сказать, история о Риголетто в этом обрамлении работает великолепно. Риголетто здесь – бармен в баре, традиционном месте, куда сходятся на свои тусовки американо-итальянские мафиози. Его лишили горба, но он прихрамывает. В остальном же главный герой – шут, предмет всеобщих насмешек, любящий отец, зацикленный на идее уберечь свою дочь от насилия внешнего мира, и как раз меньше всего преуспевшего в этом. Риголетто здесь – воплощение бессилия и глубокого человеческого отчаяния.

Дизайн сцены по-прежнему смотрится стильно, выигрышно и актуально. Это роскошный бар с претензией на элитность, заполненный роскошными, красиво одетыми женщинами. Мафия здесь правит бал! Второй акт – это нью-йоркская улица с фасадом типичного американского дома, вдали светятся огни небоскребов. Вход в жилище Риголетто отгорожен высоким проволочным забором. Там он и прячет свою дочь от людского внимания. Третий акт - это набережная реки, небольшой бар, где хозяйничают Спарафучиле и его сестра.

Дирижер сэр Ричард Армстронг, обеспечил невероятную энергию, исходившую из оркестровой ямы, с одинаковой степенью интенсивности на протяжении всех трех актов. Может быть, в мой вечер драматическая интенсивность несколько доминировала над музыкальной тонкостью этих безрассудных, не подражаемых, великолепных, мелодий Верди, но - и в такой интерпретации, музыка покоряла!

Джозеф Герреро очень убедителен как глава мафии по имени Герцог, его тенор -  интригующе хорош. В этом сезоне он также исполняет роль Макдуфа («Макбет») в Лос-Анджелесской Опере.

Риголетто Николас Паллезен – неухоженный, растрепанный, и, в конечном счете, бессильный. Столько горечи ощущается в этом персонаже!

Джильда - калифорнийское сопрано Сидней Манказола - временный интерес тщеславного Герцога, выглядит бледной и невинной - вначале, но перемены, произошедшие в ней, наполняют ее голос сталью и неповиновением. Ее безупречную колоратуру и невинные мечтательные трели – трудно забыть.

В «Колизее» поют только на английском, и переводчики нашпиговали текст весьма остроумными, типично английскими (несколько обескураживающими, но только на первый взгляд) замечаниями, большинство которых пришлось как раз на роль Спарафучиле. Зритель оценил эти «вкрапления» смехом и аплодисментами.

Хор великолепно исполнил свою работу - полнокровный, энергичный звук, особенно мужские голоса. Не каждой леди удается стареть так элегантно, как миллеровской постановке «Риголетто»! И спустя 35 лет – браво, маэстро!

Людмила Яблокова

/фото eno.org/