После наступления Нового Года, но ещё до Рождества, как бы и не верилось, что такое может быть: 3 января – концерт Хуана Диего Флореса, уроженца Перу, в Большом зале консерватории. Это был очередной концерт программы фестиваля «Новый год в консерватории».  Всё-таки, есть же порядочные фестивали, которым удаётся пригласить действительно мировых звёзд, выдающихся музыкантов и провести концерт на первоклассной сцене!

Для любителей оперного пения это невероятно редкая возможность услышать вживую такого знаменитого, уже легендарного тенора как Хуан Диего Флорес в Москве! Мировая музыкальная критика назвала искусство певца «оперным аттракционом», а его самого «принцем оперной сцены», «наследником Лучано Паваротти», «лучшим россиниевским тенором наших дней». Это ещё не весь перечень высоких эпитетов дарованию уникального певца от музыкальной критики.

Хуан Диего Флорес обладает голосом редким по красоте тембра и  подвижности,  непринуждённым звукоизвлечением, особой лёгкостью при исполнении высоких нот. Недаром голос его именуют «изящный тенор».

К началу концерта зал был заполнен практически до отказа, но ещё бродили по партеру, к примеру, несколько человек в поисках свободных мест. Певец был уже на сцене, у фортепиано, но учтиво ждал, когда все усядутся. Как-то странно ощущался зал перед началом концерта. Это было не спокойное, как обычно, ожидание, а некая активная фаза, энергия нетерпения, даже нервозность.

Концерт проходил под аккомпанемент рояля, за которым был маэстро Винченцо Скалера, известный итальянский пианист. Программа включала арии из опер В.А. Моцарта, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Пуччини, Ж. Массне, Дж. Верди.

В первом отделении концерта прозвучали арии из опер «Так поступают все» и «Дон Жуан». Затем была представлена слушателям ария из оперы «Семирамида». Исполнение этих вокальных произведений было совершенным, эталонным. Певец предстал в таком высоком владении вокальным мастерством, что это можно назвать чудом. Фантастическое звучание, голос, льющийся с небесных высот, лёгкий, не ведающий никаких трудностей, препятствий. Техника пиано-пианиссимо неправдоподобная.

Практически всегда Флорес существует вне ансамбля с другими артистами в том смысле, что его партнёры остаются далеко за пределами досягаемости мира певца, тех заоблачных высот, в которых царит его голос. Но каково предназначение такого фантастического дарования? Что несёт артист людям своим искусством? 

Уместно обратиться к недавней премьере оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти на сцене Венской оперы, где Флорес предстал в роли Эрнесто. В сцене любовного объяснения с Нориной герой лихо приплясывает, выделывает замысловатые танцевальные “па”. Героиня, скромная, юная особа, даже с некоторой опаской поглядывает на расходившегося кавалера. И тут произошло сближение шутки с иронией, граничащей с насмешкой. Было жаль партнёршу, оказавшуюся рядом с великим певцом.

Миры феноменального тенора Флореса и других, талантливых, одарённых, певцов, не пересекаются, существуют в разных плоскостях. От его необыкновенно красивого голоса, фантастической вокальной техники веет холодом недосягаемости.

Исходная, родная культура, а это Перу, безусловно, просматривается в характере индивидуальности великого тенора. Феномен Флореса встаёт в один ряд с неразгаданными тайнами цивилизации майя. Вопросы «что это», «зачем», «почему», «как  это возможно» остаются без ответа.

Между тем, началось второе отделение концерта, в котором певец исполнил произведения Верди, Доницетти, Пучинни, Массне. Роскошь белькантового тенорового репертуара предстала во всём блеске и многообразии. Ария Неморино из «Любовного напитка» произвела ошеломляющее воздействие на публику филигранной техникой, хрустальным звучанием пиано-пианиссимо, лёгкостью взятия вокальных вершин. Публика ответила шквалом стоячей овации.

Насладились меломаны и арией Рудольфа из «Богемы», и арией Вертера из одноимённой оперы. Услышали зрители незабвенную «Besame mucho» под аккомпанемент гитары, с которой появился на сцене Флорес. Завершились «бисы» исполнением «La donna e mobile», вернув нас всё к тем же вопросам о тайне совершенства, о загадке прекрасного в искусстве пения.

По завершении концерта огромная толпа выстроилась за кулисами в надежде получить автограф, сказать слова благодарности или сфотографироваться со знаменитым тенором. Поразил облик Флореса, абсолютно непроницаемый, с подобием едва заметной улыбки на лице, со взглядом, обращённым в другое пространство. Да, осталось ощущение от соприкосновения с необыкновенным явлением, с чудом!

Хочется поблагодарить фестиваль «Новый год в консерватории» за прекрасную программу, за возможность услышать первоклассных певцов, за атмосферу праздника высокого искусства! 

Людмила Краснова

/фото vk.com/juandiegoflorez/