Оркестры и хоры РГМЦ



Симфонический оркестр радио «Орфей»

Важнейшая просветительская миссия коллектива – популяризация музыки современных российских композиторов, многие из которых были представлены на Международном конкурсе «Трибуна современной музыки», проводимом под эгидой ЮНЕСКО.  Руководит коллективом яркий представитель отечественной дирижёрской школы заслуженный артист России Сергей Кондрашев.





Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева

Легендарный коллектив, созданный победной весной 1945 года. Гордость оркестра – это репертуар, «золотой фонд» советской эстрадной песни.
Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России композитор Александр Клевицкий.




Академический большой хор «Мастера хорового пения»

Название «Мастера хорового пения» было дано коллективу как свидетельство профессионализма, универсальности и высокой исполнительской культуры. Это один из лучших в стране хоров, удостоенный самых высоких наград в России и за рубежом. Гибкость, непревзойденное чувство стиля хор с блеском демонстрирует во время концертов, выступая на ведущих площадках России, Европы, стран Востока...




Академический хор русской песни

Академический хор русской песни – постоянный участник Московского пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева, Дней славянской письменности на Красной площади. Выступления хора – это всегда яркие сценические шоу с участием танцевальной группы под руководством заслуженной артистки России Людмилы Байковой и оркестра народных инструментов. Художественный руководитель хора – Николай Азаров. Главный хормейстер - Андрей Азовский.


Знаменитый маэстро Пааво Ярви, один из сыновей патриарха эстонской дирижерской школы Неэме Ярви, провел очередные концерты в городах Германии с коллективами, которые он возглавляет - Камерным филармоническим оркестром Бремена и оркестром Франкфуртского радио.

Пааво Ярви составляет свои программы по принципу контраста, в них всегда чувствуются тонкость, изящество, оригинальный вкус и универсальность идей. График концертных выступлений у дирижера очень интенсивный, ему приходится поддерживать концентрацию и распределять силы между несколькими известнейшими коллективами Германии и Франции.

Камерный филармонический оркестр Бремена особенно дорог Пааво Ярви, здесь есть своя удивительная гармония, по-особому домашняя атмосфера музицирования.

Пааво Ярви: «В Бременском оркестре играют только  единомышленники. Мы вместе с артистами решаем интерпретацию сочинения, находим много новых идей в партитурах. Для меня это особая ситуация. Я привык дирижировать большими коллективами, в которых музыканты прекрасно понимают, что дирижер будет делать. А здесь я себя свободно ощущаю камерным артистом, соучастником процесса. Возможность импровизаций является неотъемлемой частью моей работы с бременскими коллегами. Каждый раз мы стремимся обнаружить нечто новое, непохожее на предыдущие репетиции и концерты».

Среди новых программ Камерного филармонического оркестра Бремена - концерт с британским виолончелистом Стивеном Иссерлисом, который самозабвенно исполнил Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана. Искусное владение инструментом, необычайно броская и импульсивная манера игры ярко проявились в романтической интерпретации Иссерлиса, виолончель которого растворялась в роскошном аккомпанементе Бременского оркестра под управлением Пааво Ярви.

Ярким украшением вечера стала Симфония №100 «Военная» Йозефа Гайдна, входящая в цикл известных Лондонских симфоний. Название определяет дух музыки этого сочинения, насыщенного множеством сигналов и фанфар. Симфония пронизана маршевыми ритмами, энергией и стремительностью.

В этом сочинении Гайдн использует ударные инструменты  военного оркестра (треугольник, тарелки, большой барабан). Особенно импозантно смотрелись музыканты группы ударных в исторических костюмах солдат, которые вначале чинно расхаживали по партеру на глазах у изумленных зрителей, а затем эффектно поднимались на сцену и постепенно примыкали к оркестровому составу.

Пааво Ярви подчеркивает оптимизм, жизненную энергию и солнечный свет музыки Гайдна, отчего сочинение приобретает новое, современное звучание. Свобода мысли, непосредственность и мобильность отличают игру музыкантов Бременского оркестра, к какому бы сочинению они не обращались. Яркий тому пример – открывшая вечер оркестровая пьеса эстонского композитора-поставангардиста Эркки-Свен Тююра «Действия – Страсти – Иллюзии» (Action – Passion – Illusion). Сочинение, написанное в 1993 году для струнного оркестра, поражает мозаичностью фактуры, дерзновенным музыкальным языком и острыми диссонирующими гармониями.

С симфоническим оркестром Франкфуртского радио Пааво Ярви выступил спустя несколько дней на сцене Alte Oper во Франкфурте, а затем и на гастролях в Эссене. В концертном зале Филармонии прозвучали произведения В.А.Моцарта и А.Шёнберга в рамках проекта «Экспедиции в классику».

Концерт отличался яркой просветительской направленностью: перед его началом дирижер, музыканты оркестра и солистка вместе с ведущим активно обсуждали детали произведений предстоящей программы и представляли их фрагменты публике.  

В Концерте для кларнета с оркестром В.А.Моцарта солировала израильская кларнетистка Шарон Кам, которая заменила внезапно заболевшего немецкого кларнетиста и композитора Йорга Видмана. Спешная замена никак не отразилась на качестве исполнения. Напротив, ознакомиться с исполнительской трактовкой Шарон Кам моцартовского шедевра было особенно приятно. Ажурные сплетения фраз, чистота и ясность звучания упоительных кларнетовых соло гармонировали с общей музыкальной тканью оркестрового аккомпанемента.

Кульминацией программы стало исполнение ранней симфонической поэмы Арнольда Шёнберга «Пеллеас и Мелисанда», навеянной образами символисткой драмы М.Метерлинка.

Перед началом концерта Пааво Ярви намеренно очертил круг тем и лейтмотивов сочинения Шёнберга: упомянув о тристановом аккорде, из которого произрастает интонационная фабула опуса нововенца, дирижер затем попросил музыкантов оркестра Франкфуртского радио сыграть основные темы произведения. В аскетичной интерпретации Пааво Ярви «Пеллеаса и Мелисанды» Шенберга доминировал сгущенный колорит мрачных настроений и эмоций. Произведение захватывало от первой и до последней ноты своим драматическим накалом и фатальной силой.

Пааво Ярви: «В этом эффектном сочинении Шенберга невероятная палитра оттенков и красок. Для меня особенно приятно играть здесь в Эссене с моим Франкфуртским оркестром австрийскую программу. Ведь музыку Шенберга музыканты чувствуют очень интуитивно, мы уже записали «Пеллеаса и Мелисанду» в Alte Oper Франкфурта.

Еще Густав Малер невероятно ценил творчество своего современника, за несколько месяцев до смерти он сказал свой жене Альме: «Я его музыку плохо понимаю, но я знаю, что он великий». Особенно я придаю значение этим провидческим словам Малера на примере абсолютного шедевра Шенберга «Пеллеас и Мелисанда».

Благосклонный прием чопорной немецкой публики был вполне ожидаем, люди внимательно слушали произведение романтического периода Шенберга, всецело погружаясь в стихию образов символистского полотна Метерлинка.

Виктор Александров (Бремен – Эссен, Германия)