Экспомузыка

Однажды утром в квартиру композитора Александра Кастальского пришел Сергей Рахманинов. Хозяина не было дома, и тогда Рахманинов попросил дать ему ноты своей «Всенощной» и исправил там только одну ноту.

Абхазы считали, что звуки апхьярцы избавляют от страха, облегчают боль и страдания, исцеляют. Пение в ее сопровождении входило в обряды поклонения божеству охоты, моления о дожде, оплакивания усопших.

Летом 2012 года, через год после смерти выдающегося пианиста, народного артиста СССР Николая Петрова его семья передала в дар музею архив музыканта: нотную библиотеку, программы концертов, рукописные материалы, письма, фотографии и личный музыкальный инструмент ‑ концертное пианино, изготовленное в 1921 году в Берлине фирмой «Бехштейн».

Один из ценнейших документов музейной коллекции – нотный автограф «Гимн свободной России». Произведение Александра Гречанинова с таким воодушевляющим названием – детище Февральской революции 1917 года.

В 1920 году на ученом заседании Термен дал свой первый концерт на новом инструменте – тогда он назывался «эфирофон». Вскоре изобретённый Терменом инструмент получил имя «терменвокс» в честь автора.

Домбра — любимый музыкальный инструмент казахов. На ней играют любители музыки, профессиональные певцы и инструменталисты. Под аккомпанемент домбры исполняют свои песни и сказания народные певцы-импровизаторы и поэты.

Несколько лет назад в Музей музыки поступил архив Сергея Алексеевича Жарова, руководителя самого знаменитого хора русской эмиграции – «Хора донских казаков». Среди более трех тысяч документов оказались 60 грампластинок 1930-1950-х годов с записями хора.

Выдающийся советский музыкант, всемирно известный трубач Тимофей Докшицер не вёл дневников. Но первые зарубежные гастроли в Китайской Народной Республике оказались для него столь яркими и волнующими, что музыкант стал записывать в тетради свои впечатления изо дня в день.

Владимир Муравьев – яркий представитель романтизма. Художник любил рисовать восход солнца, переливы неба на закате, лунную ночь. А в охотничьих сценах охоты на зверей и птиц – с первого взгляда бытовых – ясно чувствуются трагические ноты.

Елена Павловна Романова – покровительница искусств, она заложила основы профессионального музыкального обучения в России, способствовала открытию первых российских консерваторий. Как же это немецкая принцесса, урожденная Фридерика Шарлотта Мария Вюртембергская, встала во главе русского музыкального образования?