Экспомузыка

По преданию, первый чанги сделал когда-то старый мастер в память о своем единственном сыне. Грустные звуки чанги – это горькие слезы старика, оплакивающего смерть сына.

Имя композитора Ильи Саца вызывает в памяти прежде всего польку из легендарного спектакля МХАТа «Синяя птица»: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Но он сочинял в самых разных жанрах, в том числе писал сатирические оперы-пародии. 

О необычном письме Марии Вениаминовны Юдиной новый выпуск программы «Экспомузыка».

В древности струнные щипковые лиры были очень популярны, но сегодня они сохранились лишь в некоторых регионах Африки и Сибири. Наибольший интерес вызывают именно лиры из Эфиопии, поскольку они представляют две основные разновидности инструмента, известные с древнейших времен.

В фонде Крейнов собраны документы трех представителей этой музыкальной династии, трех композиторов – Григория Абрамовича Крейна, оригинального и самобытного, но сегодня почти неизвестного, его брата Александра, автора популярного в свое время балета «Лауренсия», и его сына Юлиана, композитора с удивительной судьбой.

Среди большого числа людей, в разные годы даривших музею уникальные предметы, выделяется американский коллекционер Джоэл Бергер.

К работе над оформлением фильма по указанию Шаляпина был привлечён его близкий друг художник Константин Коровин. Первым эскизом к фильму стала сцена коронации. Когда Шаляпин увидел эскиз, он закричал: «Вот это великолепно!»

Среди редкостей музейной коллекции почетное место занимает Каргы-тюйдюк – инструмент туркменских пастухов.

Аркадий Мазаев запечатлел на рисунке маленькую комнатку, в которой поместились лишь крошечный столик и пианино. В бревенчатом деревенском домике, который напоминал сарай, и работал Шостакович. 

Ни одна свадьба не проходила без параппана. В конце ХХ века параппан был непременной частью чувашских фольклорных коллективов.