В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог.
И.А. Гончаров «Обломов»
Каватина Беллини «Casta Diva» из оперы «Норма» едва ли не самая известная и самая сложная оперная ария всех времён. Она стала бессмертным символом не только высокого певческого искусства, но и вечной жертвенной любви. Этим объясняется её цитирование в пронзительно трагических художественных произведениях литературы, мирового театра и кинематографа. Достаточно вспомнить фильм Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон» по бестселлеру Уоллера, где знаменитая ария предвещает великую жертву, которую предстоит по сюжету принести героине Мэрил Стрип. Уоллер как-то сказал о своём произведении: «это роман, который пишут только раз в жизни, роман о любви и потере».
Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы «Норма». Не напиши он более ничего, всё равно бы остался в истории создателем уникального шедевра. Фигуре Винченцо Беллини посвящён интересный и красочный фильм совместного производства Франции и Италии, вышедший в мировой прокат в 1956 году. Вполне закономерно, что создатели биографической картины о композиторе своё произведение назвали «Casta Diva». Через весь фильм алой лентой проходит история любви Винченцо Беллини и Маддалены Фумароли, начало которой положил по версии сценаристов оригинальный подарок композитора своей музе. Лишь раз, увидев её на ужине в доме покровителя, дочерью которого она была, Беллини воспылал страстным чувством к этой утончённо красивой юной особе. Её образ нашёл воплощение в красивейшей арии, ноты которой смущающийся Беллини и преподнес даме сердца, даже не сделав копии. Нетрудно догадаться, что музыкальный портрет возлюбленной стал впоследствии легендарной «Casta Diva».
Совместным мечтам о счастье не суждено было сбыться. Маддалена была помолвлена со знатным вельможей. Романтичный план бегства она отвергла не из-за боязни потерять комфорт и уважение, а во имя будущей славы Беллини как композитора. А он в своей оскорблённой гордости принялся доказывать, как она ему глубоко безразлична, встречаясь напоказ с оперными дивами и жадно алкая славы. Только увидев свою вечную музу на смертном одре, Винченцо понял, чего ей это стоило. Через всю жизнь она пронесла свою любовь, став его ангелом-хранителем. Но так ли это было на самом деле? Мы попытаемся это выяснить.
Свою первую любовь Беллини, будучи ещё студентом консерватории в Неаполе, случайно увидел на балконе дома председателя городского суда. Незнакомка оказалась дочерью важного чиновника, что уже сразу обозначило пропасть между начинающим композитором и богатой наследницей. Огромных трудов стоило Беллини попасть в дом. Но, как известно, любовь не знает преград. Вскоре Винченцо был представлен девушке и её семье. С Маддаленой они вместе музицировали, на её стихи он сочинял романсы и песни. Поначалу его принимали благосклонно, пока Беллини не решил сделать предложение руки и сердца. Ему было резко и бесповоротно отказано. Однако тайные встречи продолжались, и возлюбленные надеялись, что успех первой оперы Винченцо "Адельсон и Сальвини" принесёт долгожданное согласие на брак.
Очередной отказ сокрушил теплящиеся надежды. Но тут было ещё кое- что. После успеха второй оперы «Бианка и Фернандо» молодым композитором заинтересовался хищный и дальновидный импресарио театра Ла Скала. Не сомневаясь ни минуты, Беллини уезжает в Милан. Этот сентиментальный белокурый юноша при всём своём ангельски невинном облике умел вести дела. Он уже почувствовал и сладкий вкус славы, и пленительный запах денег. Новый город, новые люди, знакомства и новая любовь. Ею стала Джудитта Турина, жена землевладельца и шёлковой мануфактуры.
Их отношения вскоре перестали быть тайной для общества, за исключением доверчивого мужа синьоры Турина. Тут Маддалена уже сама проявила бойкую инициативу и получила, наконец, у родителей согласие на брак с Винченцо. Но было уже поздно. Перед Беллини открылась перспектива блестящей карьеры, и свадебные узы могли только помешать. Теперь уже его ответ был: «Нет».
По словам первого биографа Флоримо, сердце маэстро «было мягким, словно сливочное масло». Он быстро увлекался. Но в большинстве своём любовные связи Беллини были отчаянно романтизированы в популярной литературе и кино, а в реальности недостоверны. Многочисленные легенды ошибочно приписывают связь Беллини и другой Джудитты оперной певицы Джудитты Паста. В фильме «Casta Diva» - это весьма чётко показано. Но в действительности их связывало лишь взаимное восхищение.
Теперь стоит коснуться истории самой арии «Casta Diva». По утверждению графа Барбо, музыка молитвы Нормы, которой суждено было стать жемчужиной оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде бывал недоволен результатом, но чтобы настолько никогда. Он вложил в музыку всего себя, весь свой талант, душу и мастерство. Джудитта Паста, первая исполнительница роли Нормы, поначалу отказывалась петь молитву «целомудренной деве». Примадонна опасалась, что она не справится. Ария была необычайно трудна в исполнении, а мелодия развивалась почти без пауз. Однако Беллини настоял на своём. И оказался прав. «Casta Diva» стала шедевром на все времена.
Несмотря на некоторые фактологические неточности, фильм «Каста Дива» оставляет приятное послевкусие. Тем, кто любит старое, доброе кино, он, наверняка, понравится. Здесь есть аромат времени, атмосфера, чудесно наивный милый юмор, которой уже нигде не встретишь, колоритные зарисовки итальянской жизни того времени. Привлекательной для просмотра эту картину делает и огромное количество музыкальных номеров. Фрагменты почти из всех опер Беллини подарят радость узнавания любимой музыки.
Утончённого денди Беллини сыграл Морис Роне ярчайшая звезда французского кино. Его бездонные с бархатной поволокой глаза и красиво очерченные губы навсегда врезаются в память. Русскому зрителю Морис, прежде всего, известен по дуэту с Мариной Влади в романтической драме «Колдунья» и роли любовника Роми Шнайдер в культовом кино «Бассейн». Жизнь самого Мориса странным образом напоминает жизнь воплощённого им когда-то на экране композитора. Он коллекционировал победы над красивыми женщинами, вёл бурный образ жизни, а когда оставался наедине с самим собой, то одиночество и меланхолия заполняли всё окружающее пространство. Трепетную возлюбленную композитора сыграла невероятно красивая актриса Антонелла Луальди. Её яркая внешность поражает воображение. Достойной соперницей стала исполнительница роли оперной примадонны Джудитты Паста - Надя Грей, ведущая модель глянцевого журнала «Cosmopolitan» в 50-е годы. Настоящие ценители кино наверняка вспомнят её гениальное камео светской львицы, празднующей развод в фильме Феллини «Сладкая жизнь».
Есть ещё миллион хрустально прекрасных деталей, составляющих это кино, о которых можно было бы рассказать. Но мы не будем. Истинное искусство не нуждается в громких словах. Это просто лучшее. Просто Casta Diva
Елена Кравцун