Зал приемов и встреч Российского государственного музыкального телерадиоцентра на восьмом этаже Дома Гостелерадио с каждым разом все больше напоминает арт-площадку. На днях здесь открылась выставка двух известных московских художников армянского происхождения – Юрия Григоряна-старшего и Юрия Григоряна-младшего.
Пространство символически разделено надвое. Вдоль стены с одной стороны представлены картины Юрия Суреновича Григоряна – члена-корреспондента Российской академии художеств, Заслуженного художника России, мастера с мировым признанием. С другой стороны – работы его сына, молодого, но уже очень известного живописца, члена Союза художников России, со своим особенным стилем и почерком. Лед и пламя, классичность и авангардность, проницательность и отчужденность… В том, что разделяет и роднит двух художников, отца и сына, попыталась разобраться Мария Юрченко.
Творческий путь Юрия Григоряна-старшего начался в Художественном училище памяти 1905 года, где будущий живописец окончил театральное отделение. Однако начало активной деятельности было положено в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова. Именно на студенческие годы пришлось первое участие в Молодежной выставке московских художников в 1972 году. Отличаясь редкой работоспособностью и трудолюбием, уже к окончанию вуза молодой художник сумел представить на выставку в редакции журнала «Юность» более семидесяти полотен. В течение двух лет после этого Юрий Григорян был стипендиатом Союза художников СССР. А в 1987 году его работа «Армянская женщина» была удостоена Золотой медали на выставке «Современная советская живопись» в Японии.
Всего на счету Юрия Григоряна участие в более чем в 200 выставках и десятках международных аукционов. На сегодняшний день более полусотни его произведений находятся в собраниях государственных музеев и галерей России и стран бывшего Советского Союза, в том числе Государственной Третьяковской галерее, Музее искусств народов Востока, Музее современного искусства в Москве, Государственной галерее Армении и многих других. Работы Юрия Григоряна широко представлены по всему миру в известных картинных галереях и частных собраниях – в Канаде, Хорватии, Великобритании, США, Южной Корее, Австралии. Искусством художника интересуются знаменитые коллекционеры живописи и галеристы, а его труд высоко ценят уважаемые искусствоведы и критики. Творчеству Юрия Григоряна посвящено три монографии и десятки восторженных статей в прессе.
Уроженец Нагорного Карабаха Юрий Суренович через всю жизнь несет любовь к родному краю, воспевая его непреходящую, первозданную красоту. От его полотен веет теплом, многоцветием и щедростью карабахской земли с ее солнечным зноем, суровой и прекрасной природой, трудным, но размеренным и гармоничным бытом горских народов. Запечатлеть в мельчайших нюансах, поймать и зафиксировать с неповторимой подлинностью этот удивительный заповедный мир с его особенными красками и тонами, ритмом и мелодиями художнику позволяет разнообразие жанров. С картин Юрия Григоряна открываются величественные горные пейзажи, многоликие жанровые этюды, ломанные обнаженные силуэты и чарующие портреты женщин с кроткими глазами и едва уловимыми джокондовскими улыбками.
Вот, как отзывается о поэтике Юрия Григоряна мэтр российского искусствоведения – художественный критик и публицист, некогда Член Президиума Российской академии художеств Мария Андреевна Чегодаева:
«Кажется, не Григорян рассказывает о Карабахе, а Карабах, устами Григоряна говорит о себе — о своих, замыкающих каждую панораму голубеющих, золотящихся, тающих в розовом мареве горах, о взбирающихся вверх по склонам, похожих на соты домиках под красными черепичными крышами, словно бы вырастающих из этих гор. О жизни людей гор, трудной и праведной, пронизанной мерным ритмом вечной работы и краткого отдыха, чередой свадеб, рождений, смертей, горя и радости, молодости и старости. О стройных, как кариатиды, женщинах, о мудрых стариках с лицами апостолов; о бьющих из земли животворящей влагой источниках, заботливо одетых в мрамор и туф, навевающих воспоминания об античности, древней Элладе. О буйволах и осликах с мудрыми человечьими глазами… Что может лучше отразить, воплотить этот мир как не живопись с ее материальностью, плотной красочной структурой, родственной структуре земли, камней, дерева, живой плоти? С ее способностью вибрировать, двигаться, струиться подобно воздуху и свету? С ее восприимчивостью к тончайшим градациям цвета, едва уловимым для простого глаза? Во всяком случае, живопись Григоряна на редкость созвучна этому миру…»
Для этого мира, столь дорогого его сердцу, который он неустанно воплощает на протяжении десятилетий с неизбывным трепетом и созерцательной исповедальностью, художник нашел свою уникальную гамму оттенков и фактур. Несмотря на, казалось бы, южный колорит, работы Григоряна-старшего не пестрят цветами, не поражают буйством красок. Они так же сдержанны и лаконичны, как кроткие глаза с портретов его умиротворенных женщин. Про такие глаза говорят – с поволокой. И картины Юрия Григоряна будто тоже с поволокой. Его горный Карабах утопает и рассеивается в бархатной дымке – будь то послеполуденное марево, пелена утреннего тумана, тусклый свет прядильной комнаты или мгла спускающихся сумерек. Ренессансный приём сфумато (в живописи – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух; основоположник – Леонардо да Винчи) приобретает здесь поразительное качество – «материализуя» перед зрителем природную, национальную, историческую и культурную самобытность целого народа.
Нельзя сказать, что сын художника – Юрий Григорян-младший не питает схожих теплых чувств к родной земле своего родителя. Еще будучи маленьким, он постоянно бывал на родине отца в Карабахе и полюбил этот край всем сердцем. Со временем, по собственному признанию, палитра его чувств к этому месту эволюционировала от симпатии и почтения до подлинного восторга. Более того, выпускаясь из Художественного института имени В.И. Сурикова, Юрий решил посвятить свою дипломную работу Карабаху. «Мне очень хотелось, – рассказывает в одном из своих интервью художник, – показать, что Карабах – это не место войны, ведь у многих данная местность ассоциируется с чем-то страшным и опасным. Карабах для меня – это мудрые люди, любовь к детям, уважение к старшим». Примечательно, что за свою дипломную работу, включающую в себя тринадцать полотен о Карабахе, Юрий Григорян мл. был награжден золотой медалью Академии художеств.
Однако для выставки в РГМЦ художник подготовил серию работ, многие из которых ранее не экспонировались на публике. Хочется воскликнуть – Боже, как они контрастны, даже бескомпромиссны по отношению к лирическим полотнам его отца! Внимание автора с маниакальной пытливостью фокусируется на отдельных деталях, словно выдернутых из контекста повседневной жизни – малопримечательных для стороннего обывателя, но только не для Юрия Григоряна. Закрученные куски веревок и канаты, лихо стянутые в морские узлы, обломок увесистой ржавой цепи, фрагмент покосившейся деревянной лестницы и скульптурные изваяния львиных голов – величавых и мрачных.
Работы Юрия Григоряна из этого ряда отличают ярко выраженная графичность, статуарность, резкая, пронзительная светотень. Если присмотреться, то художник в своих картинах созвучен многим эстетическим моделям современности. Клиповое сознание – картинка, образ, кадр. Знаменитый амфорный узел внутри которого виднеется надпись по-латински «Amantes amentes» (русск. – «Влюбленные – безумные») превращается в произведение концептуального искусства. Россыпь пробок от винных бутылок или нагромождение канатов – в модный принт. А искусно нанесенные подтеки-царапины создают эффект визуального цифрового фильтра.
Особенно драматично проявляется расхождение эстетических устремлений отца и сына на примере двух картин. Натюрморт с гранатами на фоне деревенского пейзажа, рождающий в голове множество красочных ассоциаций с безмятежной, плодородной, южной жизнью, оттеняет холодная композиция из пяти зеленых яблок, отбрасывающих длинные падающие тени.
Но работы молодого Юрия Григоряна если холодны, то сугубо в эстетическом ракурсе. Это же придает им художественную ценность, важность, оригинальность. Выставка примечательна тем, что она живо передает диалог поколений – отца и сына, учителя и ученика. Недаром Юрий называет своим главным наставником отца, в искусстве которого он нашел вдохновение, определившее весь его жизненный путь. Как и в глазах отца, невозможно не прочитать гордость за сына – смелого, неравнодушного, талантливого!
По традиции вернисаж в РГМЦ не обошелся без музыки. Среди гостей вечера был знаменитый пианист, лауреат Международного конкурса имени Маргариты Лонг и Жака Тибо (Париж, 1983), профессор Московской консерватории Александр Фоменко. Автор и участник самых интересных творческих проектов, активно концертирующий музыкант, Александр Васильевич подарил гостям вечера замечательного и чувственного Шопена. А под занавес музыкант вместе с генеральным директором и художественным руководителем РГМЦ Ириной Герасимовой исполнили в четыре руки знаменитую музыкальную тему из кинофильма «Женитьба Бальзаминова».
Материал подготовила Мария Юрченко