|
Концертный зал «Зарядье»01 октября 2021, 19:00К 30-летию Хоровой академии им. Попова. Академический большой хор «Мастера Хорового пения». Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова. |
«Всенощное бдение», произведение, которое можно поставить в один ряд с духовными сочинениями Баха и Моцарта, впервые было исполнено в 1915 на концерте Московского Синодального хора. В автографе «Всенощного бдения», которое хранится в ГЦММК (ныне – Российский национальный музей музыки), ф. 18, № 68 отсутствует песнопение «Хвалите имя Господне» – возможно, это было связано с тем, что часть пропавших из фонда дореволюционных изданий автографов Рахманинова могла пострадать в 1915 во время немецких погромов в Москве. «Всенощная» Рахманинова, несмотря на то, что композитор обратился к традиционной культовой форме, парадоксальным образом не нашла себе места в богослужебном обиходе. Вероятно, причина кроется не столько в общей масштабности и сложности вокальных партий, сколько в вольности истолкования композитором канонических текстов – Рахманинов, ориентируясь на стиль старинного знаменного пения, создал свои, оригинальные музыкальные тексты. Стоит отметить, что сочинение было написано не без влияния Кастальского, одного из представителей «нового направления» в русской духовной музыке и Смоленского, директора Синодального училища и исследователя древних рукописей.