|
Концертный зал им. Чайковского19 мая 2017, 20:00По мотивам «Истории солдата» и других сочинений И. Стравинского |
К 135-летию Игоря Стравинского
Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес»
представляет премьеру спектакля
"ЧЕРТ, СОЛДАТ и СКРИПКА"
по мотивам «Истории солдата» и других сочинений И. Стравинского
Идея проекта и музыкальная версия - Дмитрия Ситковецкого
Текст - Михаила Успенского
В спектакле принимают участие:
Владимир Познер
Андрей Макаревич
Дмитрий Ситковецкий, скрипка
Полина Осетинская, фортепиано
Игорь Федоров, кларнет
Антон Плескач, ударные
Александр Тронов, Анна Дельцова - экспериментальный танец
Режиссер-постановщик и хореограф – Михаил Кисляров
Рисунки – Андрей Макаревич
Художник по свету – Геннадий Алексеев
Ян Калнберзин – компьютерная анимация
«…Мимо речки, мимо луга
по шоссе «Дербент – Калуга»
шёл солдат своей страны
с необъявленной войны.
Не англо-бурской,
не франко-прусской,
а самой что ни на есть русской.
Кое-где автостопом, а в основном пешком топал.
На билет денег нет:
Выплаты боевые
распилили писаря полковые.
Всей душой домой стремился,
но вот притомился…»
Так начинается мультимедийный музыкальный спектакль «Черт, солдат и скрипка», созданный по мотивам «Истории солдата» Игоря Стравинского.
В главных ролях – журналист и телеведущий Владимир Познер (Рассказчик), рок-музыкант, поэт и художник Андрей Макаревич (Солдат), скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий (Чёрт).
«Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нём трёх "неактёров": Владимира Познера, Андрея Макаревича и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли черта с игрой на скрипке, - рассказывает Михаил Кисляров. - Эта была непростая задача придумать форму, исключающую вопрос, почему именно они, а, напротив, только они и никто другой. Но пусть интрига останется интригой, раскрытой только на премьере 19 мая. Скажу ещё, что в постановке примет участие хореографический дуэт молодых исполнителей».
Идея этого проекта родилась у Дмитрия Ситковецкого много лет назад, когда будучи студентом Джульярдской школы в Нью-Йорке, он многократно исполнял «Историю солдата».
«Мне уже тогда показалось, что и в оригинальном тексте, и даже в музыкальном материале есть структурные проблемы, - рассказывает Дмитрий Ситковецкий. – Поэтому в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» использованы пьесы не только из «Истории солдата», но и из других сочинений И. Стравинского, написанные примерно в то же время – оперы «Мавра», балета «Поцелуй феи» и других… Премьера сказки о беглом солдате и чёрте состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. В разное время в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притче принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, Иан Маккеллан, Питер Устинов и даже Стинг, текст одной из версий на английском языке сделал Курт Воннегут. Текст для нашего спектакля «Черт, солдат и скрипка» по моему заказу написал Михаил Успенский, ну а все остальное, что зритель увидит и услышит в день премьеры, создано режиссером Михаилом Кисляровым и всеми участниками проекта».
«Когда известному скрипачу Дмитрию Ситковецкому потребовался новый русский текст, написанный раёшным стихом, - рассказывал Михаил Успенский, - стало ясно, что у меня появился шанс пролезть в этот Пантеон со своей раскладушкой. Чем я и воспользовался. Раёшный стих похож на нынешний рэп, только будет намного постарше. Его широко использовали русские скоморохи. Раёшником написана «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина, и «Сказание про царя Макса-Емельяна» Семена Кирсанова».
О музыке и создании «Истории солдата»…
Премьера сказки о беглом солдате и чёрте состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. Первая мировая война застала Игоря Стравинского в Швейцарии. Именно там у него возникла идея написания «Истории солдата». Швейцарский поэт и прозаик Шарль-Фердинанд Рамю написал либретто с французского перевода русской народной сказки из собрания А.Н. Афанасьева, сделанного самим Стравинским. Это сочинение - уникально по своей жанровой принадлежности - это и пантомима, и балет, и инструментальная сюита из современных танцев, в том числе танго.
«История Солдата» построена в форме танцевальной сюиты эпохи барокко, но в ней вместо старинных танцев - аллеманды, сарабанды, паваны - фокстрот, танго, рэгтайм. «Читаемая, играемая и танцуемая» притча была написана для небольшого инструментального ансамбля. Стравинский сознательно отказался от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов, его стиль становится более строгим, аскетичным. На музыкальный стиль партитуры «Истории солдата» повлияло, и об этом рассказывал сам Стравинский, его знакомство с американским джазом: «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и «История солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой я был воспитан…».
Сто лет назад Игорь Федорович Стравинский написал: «История Солдата» остается моей единственной вещью для театра, имеющее отношение к современности». Не потеряла актуальности она и сегодня…
/фото turneagency.ru/