Афиша: "Царь Эдип", "Замок герцога Синяя Борода"

"Царь Эдип", "Замок герцога Синяя Борода"

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

16 марта 2017, 19:00

Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода". Опера-оратория Игоря Стравинского "Царь Эдип"

Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода"

Опера-оратория Игоря Стравинского "Царь Эдип"

 

Композитор - Игорь Стравинский / Бела Барток

Автор либретто - Жан Кокто / Бела Балаж

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Феликс Коробов

Дирижер – Тимур Зангиев

Режиссер-постановщик – Римас Туминас

Художник-постановщик – Адомас Яцовскис

Хореограф-постановщик – Анжелика Холина

Художник по костюмам – Мария Данинова

Художник по свету – Дамир Исмагилов

 Главный хормейстер – Станислав Лыков

 

Сложно переоценить то влияние, которое они оказали на развитие музыкального языка ХХ века. Их объединяют поиски новых приемов инструментовки, работа композитора над звуковой палитрой произведения. В "Замке герцога Синяя Борода" Бартока всего два главных героя, но их диалог удивительно тонко выстроен психологически. Перед нами открывается громадная палитра чувств, эмоций, которые Барток передает в звуке, основываясь на своем феноменальном знании народной музыки. В свое время Золтан Кодаи сказал, что для непросвещенной публики сложнее всего понимать Бартока-фольклориста, потому что это художник, который не просто цитирует народные песенки, а перерабатывает и выводит их на совершенно новый музыкантский и философский уровень обобщения народного материала – это обобщение смыслов, настроений, а не просто фольклорные цитаты.

Что касается "Царя Эдипа", то это произведение строгой формы и абсолютно выстроенной структуры. Жан Кокто и Стравинский сократили текст античной трагедии в 5-6 раз, сохранив главную интригу и основные повороты сюжета. Это "неоклассический" Стравинский, но это не подражание классике, а наполнение классических форм и классических средств выражения языком ХХ века.

Обе оперы имеют напряженный, почти детективный сюжет, но они абсолютно по-разному окрашены эмоционально.

 

"Царь Эдип" был написан Игорем Стравинским в 1927 году. Для создания либретто он обратился к известному драматургу Жану Кокто. Совместными усилиями получился жесткий конспект трагедии Софокла, сохранивший мощь и величие античных образов.

Игорь Стравинский о "Царе Эдипе": "Я датирую начало работы над "Царем Эдипом" сентябрем 1925 года, но по меньшей мере за пять лет до того я почувствовал потребность в сочинении драматического произведения крупного масштаба. <…> Решение сочинить произведение по трагедии Софокла последовало вскоре после моего возвращения в Ниццу, и выбор был предопределен. Мне нужен был сюжет общечеловеческий или, по меньшей мере, настолько известный, чтобы он не нуждался в подробном изложении. Я хотел оставить пьесу как таковую на заднем плане, думая, таким образом, извлечь ее драматическую сущность и освободить себя, чтобы в большей степени сосредоточиться на чисто музыкальной драматизации..."

Арнольд Шёнберг о "Царе Эдипе": "Здесь все навыворот: необычный театр, необычная постановка, необычная развязка, необычное вокальное письмо, необычная вертикаль, необычный контрапункт, необычная инструментовка…"

 

В 1901 году известный французский драматург Морис Метерлинк написал пьесу "Ариана и Синяя Борода". В 1910 году венгерский поэт Бела Балаж создал одноактную драму-мистерию "Замок герцога Синяя Борода" по мотивам произведения Метерлинка. Текст пьесы являлся одновременно и готовым оперным либретто для композитора Золтана Кодаи, современника Бартока. Однако во время чтения Барток настолько увлекся замыслом написать на это либретто оперу, что Балаж отдал текст ему. Опера была написана в 1911 году, однако постановка осуществилась через 7 лет. Премьера прошла в Венгерской национальной опере 24 мая 1918 года и имела большой успех.

Бела Балаж о "Замке герцога Синяя Борода": "Мне хотелось воплотить на сцене драматический дух секейских народных баллад. Я стремился соединить современное содержание с простейшими формами народной песни. Я хотел того же, что и Барток. В те молодые годы мы шли вместе. Мы оба были уверены, что подлинное обновление искусства может быть достигнуто только через освоение старого, исконного..."

 

/фото stanmus.ru/





Ноябрь 2010
пн вт ср чт пт сб вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3