|
Малый зал Московской государственной консерватории им. Чайковского13 марта 2017, 19:00В программе редко исполняемое произведение Александра Кастальского «Братское поминовение» |
Редко исполняемое произведение Александра Кастальского «Братское поминовение», которое музыковеды называют хроникой Первой мировой войны, прозвучит 13 марта в Малом зале Московской консерватории.
«Очень глубокое впечатление вызвал этот – в родниках своих, в соей хоровой стилистике – всецело русский реквием: «Братское поминовение» (для хора с оркестром). Музыка многонародных слёз – вот как воспринималось всё «Поминовение». Когда же в сжатом своём виде – в издании для хора a capella – отделённые было хоры сгрудились друг с другом, «Поминовение» стало ещё более мудро-эпическим носителем всеобщей печали, достигнув гомеровской величавой простоты и распевности» – так о «Братском поминовении» Александра Кастальского писал музыковед Борис Асафьев, присутствовавший на исполнении произведения.
Написанное в годы Первой мировой войны, оно является единственным в истории музыкальным монументом, посвящённым её жертвам. Стремясь, чтобы «Братское поминовение» — «Русский реквием» стал мировым достоянием, Александр Кастальский использовал в нём религиозные песнопения стран антигерманской коалиции.
Это произведение - самое крупное в творческом наследии Александра Кастальского и было написано в самом расцвете его творческой биографии. Замысел создания композиции возник в первые же месяцы войны. Черновой десятистраничный вариант произведения, в котором звучали православные и католические церковные распевы, был готов к январю 1915 г. Летом того же года Кастальский написал ещё две части, в которых использовал песнопения англиканской церкви. К концу 1915 года партитура первой редакции сочинения, облечённого в форму католического реквиема и изложенного для хора, солистов и органа, была завершена.
Премьера должна была произойти в Петербурге на торжественном приёме в честь представителей союзных держав.
Однако, по неизвестным причинам концерт не состоялся.
Вторая редакция «Братского поминовения» для хора, солистов и оркестра, опубликованная в 1916 году, уже далеко выходила за рамки церковного жанра.
Сочинение мыслилось композитором как некое гражданское поминальное действо у братских могил. В 1917 году были написаны ещё три части, в которых отдавалась дань румынским, греческим, португальским и американским союзникам.
Сочинение, дополнявшееся всё новыми и новыми частями, превратилось в своего рода музыкальную хронику той войны.
Созданная в связи с Первой мировой войной композиция не стала уделом истории и не потеряла своей актуальности и в наше время. Замечательное мастерство Кастальского, воспевающего идею вечной жизни, и является залогом вечной жизни самого «Братского поминовения» как выдающегося памятника русского музыкального искусства.