|
Кафедральный собор святых Петра и Павла12 марта 2017, 19:00И.С. Бах. Избранные произведения для органа |
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ
Избранные произведения для органа
Программа четвертая
Авторский цикл из 5 концертов
играет заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский
В программе: И. С. Бах
Выдающийся российский органист, заслуженный артист России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Александр Фисейский представляет авторскую антологию органной музыки Баха на историческом органе Кафедрального собора свв. Петра и Павла. В рамках пяти концертов прозвучат сочинения, созданные Бахом во всех органных жанрах, как в ранние годы, так и в последние десятилетия жизни.
Наследие И. С. Баха занимает в творчестве Фисейского особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха» в России и за рубежом. В 2000 году, по случаю 250-летия со дня смерти Баха, он четыре раза исполнил этот цикл на родине великого немца, причём в Дюссельдорфе сыграл его в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).
Органная музыка Баха – энциклопедия творчества композитора и многоликое отражение эпохи. Баховский орган – «океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем», главная стихия творчества великого немца. Орган для него был своего рода оркестром, способным выдержать грандиозный размах баховского гения, с его помощью композитор мог донести до широкой аудитории свои мысли и эмоции. Произведения для органа подобны фрескам в живописи, отсюда концертность органного стиля, театрально-приподнятый драматизм образов, виртуозность.
Важное место в четвертой программе занимают обработки хоралов – истинные жемчужины органной музыки. Основой хоральных напевов становились порой самые разные мелодии, что будило фантазию композитора. Тут и рождественская хоральная обработка Vom Himmel hoch da komm’ ich her, напев которой заимствован из народной песни (где певец задает загадку и получает венок из рук девушки, не сумевшей разгадать ее), и средневековая духовная колыбельная In dulci jubilo, рассказывающая о спящем в яслях младенце Христе, и единственная во всем органном наследии композитора обработка хорального песнопения Jesus, meine Zuversicht.
Трио-соната до минор – одна из шести органных трио-сонат, написанных Бахом для своего старшего сына, Вильгельма Фридемана, чтобы вырастить из него мастера игры на органе. Трио-сонаты справедливо считаются высшей ступенью исполнительского мастерства и требуют от органиста виртуозной техники. Канонические вариации на тему рождественской песни Vom Himmel hoch, da komm’ ich her – одна из вершин контрапунктического мастерства композитора. Этот опус сопоставим с такими циклами Лейпцигского периода, как «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги». Кроме того, прозвучат три цикла прелюдий и фуг – одного из главных жанров органной музыки. Они были созданы в разные периоды творчества Баха, и представляют нам его сначала как молодого и смелого новатора, затем – признанного исполнителя-органиста со сложившимся стилем, а затем – как непревзойденного мастера органной композиции, где традиционные формы полифонии и элементы нового концертного стиля образуют органичный художественный сплав.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год)».